ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью
Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба может получить право вышеуказанных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата выездная финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и беспорядочный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.
“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о вышеуказанных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— бланк в первые недели муссируется с экспертным обществом и бизнесом.
Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать ипотечные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена выездная финансовая перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница можетесть принесать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения можетесть существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).
Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с одобрения финансового органа) три вида активов.
Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, бесценные бумаги и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, располагает в виду посуда — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».
Из последующей оговорки очевидна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит налогоплательщикам мгновенно удерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют контрагенты (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в состоянии удерживать тот довольно затратный для бюджета механизм: деньгу выведенных в каких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.
Очевидно, что бесспорный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед межрайонной перепроверкой можно лишь решением куратора финансового органа (инспекции ФНС) с несогласия куратора или замглавы Федеральной финансовой должности. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС кредитной гарантии на свердель претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.
«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.
Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей районной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.
Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось воздать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолжности перед расходом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к общемировым практикам регулирования показателя публичных и частных интересов».
Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяясь имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда страховщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из явных задач Минфина и ФНС в этом проекте становится четкое разделение «криминальных» и «деловых» фильмов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у ополченцев нет судебных претензий.