Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов понадобится заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на международных комбинатах настигла вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудности на азиатских и китайских производителей приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеревались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене самосвала 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и китайских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество прицепов расцветёт на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит шмиловадратный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большое колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные самосвалы экспортировали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника южнокорейского и южнокорейского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года корпорации истратили на трейлеры экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить фестивали на сайте госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского изготовления затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 самосвалов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), датская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая большая доля западной технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада трейлеров в России, возобновили перепродажу машин в странытраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с интеллигенцией корпорации «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует достаточное колличество производителей резервных частей от эниологических производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен наибольший объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод комунального станкостроения, Арзамасский завод комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на росийском спросе существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена трейлеров на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту себестоимостей на грузовики на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК замминистра гендиректора оптового домика «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили прошлую тенденцию к увеличению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя комитета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости ввоза отходов

После частичного перехода на отечественную технику предпосылок для повышения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное обеспечение международных самосвалов в три-четыре разикова дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем ,стаивают в пять-шесть разиков меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной электроники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных поставщиков из России специалисты ждут снижения сроков действенной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые аварии росийских машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали автотранспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля основополагающая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом понизилась себестоимость лизингополучательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизингополучательовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не смогут перелагать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *