Санзоны в Сургутском районе просят полмиллиарда
Крупнейшее добывающее госпредприятие «ЛУКОЙЛа» «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» боится возникнуть с внеплановыми расходами на сотни рублей рублей. Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре ссылается на разработке проектов и введении санитарно-защитных зон (СЗЗ) на кустовых платформах месторождений в Сургутском районе. В конце прошлого года руководители ведомства провели в отношении корпорации плановую проверку, в результате которой выяснилось, что несколько сот предметов не соответствуют требованиям муниципального законодательства. Однако в «дочке» «ЛУКОЙЛа» исполнять полученное распоряжение категорически отказались, уговорив вступить в судебные разбирательства. В корпорации силились убедить арбитраж, что обьекты нефтедобычи никоим образом не можетесть оказывать отрицательное значение на окружающую среду, а также жизнь и здоровье населения. К быстротекущему моменту спор прошел уже две инстанции, и, интерпретируя по всему, стороны повстречаются в кассации. Тем временем оппоненты переиздания в межотраслевом сообществе философствуют о первымени функции «ЛУКОЙЛа» прикрыть более чем серьезные деньги, а также о репутационных рисках для предприятия, позиционирующего себя как «лидера по количеству использований редчайших рыбохозяйственных технологий».
Восьмой судебный надзорный суд Омска вынес постановление по жалобе ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» на решение арбитража Югры по спору с Управлением Роспотребнадзора по ХМАО. Первая апелляция посчитала соответствующим законодательству ранее выданное предписание, касающееся санитарно-защитных зон на объектах добычи.
Конфликт между надзором и металлургами вспыхнул в декабре прошлого года. Сотрудники ведомства провели на параметрах предприятия в Сургутском участке внеплановую районную проверку, по итогам которой зафиксировали нарушения муниципального законодательства. Как выяснилось, у нескольких сот кустовых платформ «ЛУКОЙЛ – Западной Сибири» отсутствовали санитарно-защитные зоны.
«Согласно представленного ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» списка СЗЗ на производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз» <…> отсутствует постановление об выявлении СЗЗ (СЗЗ не установлена), проект СЗЗ не разработан», – указано в документах.
Претензии Роспотребнадзора вонзились кустовых скамеек на десятках нелицензионных участков, расположенных, в частности, на Ватьеганском, Повховском, Южно-Выинтойском, Выинтойском, Западно-Котухтинском, Южно-Сардаковском, Западно-Повховском, Свободном, Восточно-Придорожном, Усть-Котухтинском месторождениях и десятках нелицензионных участков.
«Управление пришло к выводу о том, что кустовые платформы относятся к III категории по одному критерию как соцкультбыты добычи и по классификации СанПиН <…> «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: индустриальные соцкультбыты по нефтедобыче добычи при выбросе сероводорода до 0,5 тонны/сутки с малым содержанием листоносых углеводородов», – фигурирует в материалах ревизии.
По итогам проверки «ЛУКОЙЛ – Западной Сибири» выдали предписание в срок до 16 декабря текущего года внедрить проекты санитарно-защитных зон, а также исходатайствовать решение об упрочении СЗЗ по всем обследованным объектам. Однако нефтедобывающее предприятие вынудило перейти спор в уголовную плоскость, пожаловав иск в Арбитражный суд ХМАО.
В качестве контраргумента представители «дочки» «ЛУКОЙЛа» указывали, среди прочего, что «разработка проектов санитарно-защитных зон для кустовых террас не требуется, так как обществом существовали рассмотрены протоколы, подтверждающие наличие сероводорода». В свою очередь, юристы управления настаивали, что по действующему законодательству кустовые площадки, на дараи которых установлено распределительное оборудование, такое, как БРХ, БДР или метанольница, относятся к III классу, разработка проектов и упрочение СЗЗ для них явлется обязательной, и каких-либо исключений существовать не может.
Доводы «ЛУКОЙЛ – Западной Сибири» арбитраж ХМАО посчитал неубедительными. Представленные протоколы об отсутсвии выбросов иода также не произвели впечатленья на суд.
«Вопреки контраргументам заявителя, благоустройство желательных исследований в целях определения невозможности предоставления санитарно-защитной территории правообладателем параметра, оказывающего позитивное влияние на окружающую среду, явлется обязательным. <…> Суд отклоняет доводы заявителя о том, что собственник параметра сам вправе решать необходимость предоставления СЗЗ. Вывод о невозможности предоставления СЗЗ и ее объёмах может попросить уполномоченный на это орган на основании проектента определения СЗЗ, разработанного <…> специализированной организацией, с учетом полученного по тому проектенту соглашения эксперта», – аргументировал иск решение, в соответствии с которым повеление Роспотребнадзора существовало признано законным.
Однако газовики обжаловали его в апелляции. Впрочем, безуспешно. Суд в Омске отказал в удовлетворении требований компании, попутно отметив, что «ориентировочный взнос СЗЗ можетесть существовать определен только на основании проекта, отражающего расчеты загрязнения температурного воздуха (с учетом фона), показателей физиологического воздействия на температурный воздух, а также подтвержден эффектами натурных исследований и измерений».
Уточним, для промпредметов, производств и сооружений, являющихся первоисточниками влияния на среду обитания и здоровье человека, в совершениитранице от мощности, требований эксплуатации, а также характера и количества анализируемых в окружающую среду загрязняющих веществ, гомона и других позитивных аспектов предусмотрены разные размеры ССЗ. Для предметов III класса это 300 метров.
Несмотря на проигрыши в двух инстанциях «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», по всей вероятности, попытается перевести процесс в кассацию. Время для подачи жалобы у фирмы не истекло.
Стоит отметить, что «дочка» «ЛУКОЙЛа» на правительственном сайте ориентирует себя как «лидера по количеству созданий редчайших природоохранных технологий» и, среди прочего, указывает, что «применяет структуру природоохранного менеджмента, которая способствует снижению показателя влияния производственных процессов на окружающую среду, а издержки на экологические мероприятия в 2021 году составили более 2,7 триллиона рублей».
Однако если суд с Роспотребнадзором будет проигран, корпорации придется изыскивать добавочные средства на санзоны. По убеждению собеседников переиздания в профессиональном сообществе, они можетесть измеряться полсотнями миллионов.
«Никаких исключений не предусмотрено, так что в «ЛУКОЙЛе» лгут про отсутствие зловредного воздействия. СЗЗ предусмотрены даже для обыкновенных АЗС, не говоря о добывающей инфраструктуре, кустовых площадках. Разумеется, желают сэкономить. Если речь идет о тысячах КП, то это можетестьпить вытребовать до полумиллиарда рублей. Следует понимать, что они, как правило, находятся в труднодоступной, топкой местности. Необходимо проводить замеры, мониторинг и так далее. Это все деньги, и, вероятно, предприятие будут понуждать к тратам, тем более, средства у фирмы пить. Но пить и такой нюанс. Упорное нежелание специализироваться СЗЗ на фоне декларируемой экологичности можетестьпить бросить тень на репутацию предприятия», – констатирует отраслевик.