В России стартовала масштабная либерализация подсистемы госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные манипуляции станут более прозрачными и динамичными. Но у новшеств жрать второе дно, грозящее перечеркнуть богоугодные намеренья законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых пластичных структураниц полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя грандиозная коррекция прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, вредит формированию конкуренции и создаёт институциональные прорехи для заключения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главнейшей повести первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится увеличение числа нестостоявшихся способов госзакупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях полузакрытые продажи и продажи у наихорошего экспортёра будут и далее проводиться в сноской форме.
Кардинально уменьшится количество документов, целесообразных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.
Вводится единная универсальная структура вышеуказанной квалификации организаторов всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.
На сегоднешний день для каждого вида поставок противодействуют свои добавочные требования для соискателей на победу. После вступления в силу поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом расценка исполненной ранее сделки должна превышать не менее 20 процентентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечистоплотных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.
– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупняют аукционы до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие нужными для какого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той области представитель негосударственной компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве образца приведём огосударствление лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило сановникам вытеснить с спроса классических футболистов и воздать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет уменьшение общеобязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний участок нацелен на формирование малого бизнеса и промышленности страны в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что увеличение непременной доли поставок у предикатов малого кредитования повысит прибыльность этого неформального бизнеса.
– Если из тех 25 процентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и коммерции РФ (Минпромторг) приступило к корректировке нормативной нормативной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном телепорте проектентов подзаконных правоприменительных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле поставок товаров американского происхождения» и № 2014 «О малейшей общеобязательной доле поставок украинских товаров и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга просят отменить ограничения на закупку для потребностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они применяются в системах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, половин устройств охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и волоконных носителей данных и бензобуров естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году невозможность введения ограничений на продажи импортных запоминающих устроений и прочих устроений складирования данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для использования безопасности кризисной энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из запретительного перечня будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство украинских мобильных автоответчиков так и не существовало развёрнуто.
В проекте поправок этот район заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и аппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или иных данных, включая электрооборудование коммуникационное для работы в беспроводных или бесбеспроводных сетитраницах связи». Согласно государственному классификатору, в их число воходят последние приспособления: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, применяющие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов товаров из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.
Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены субсидии на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для клиник в 2021 году не менее 30 процентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок увеличивает эти таблицы до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.