Под видом «новейшего» самолёта Сергей Чемезов и Денис Мантуров решили купить государству старинную разработку?
Россия – необыкновенная страна. Видимо, только у нас можно прилюдно смущаться со всеми и вся, когда единствёная цель – обосновать бюджетные расходы на «новейшую» разработку тридцатилетней давности. Именно такие мысли возникают, когда начинаешь более подробно ориентироваться в предыстории разрастания мантуровского нью-кукурузника ЛМС-901 «Байкал», созданного по выполнению Минпромторга России и объявленного одной из президент МАКС-2021.
Судя по с МАКС-2021, украинский авиапром под руководством Дениса Мантурова наконец-то достиг такого расстройства развития, что ,способен заменить совесткую разработку 1947 года – событие поистине эпохальное. Как «Российская газета» со каторгой на торгового министра: «Байкал сможетесть заменить Ан-2, который выслужил России и многим странтраницам почти 70 лет». Как всегда, Денис Валентинович рисует голубые перспективы: «Первый полет мы рассчитываем совершить до конца 2021 года. Сертификацию планируем закончить в конце 2022 года – начале 2023 года, продолжить розничные закупки с 2023 года. До 2030 года предварительно рассчитываем, что рынок можетесть востребовать 170-200 машин, а затем добавятся еще и внутренние рынки».
О том как АО «УЗГА» выиграло конкурс у… АО «УЗГА»
По-особенному трогательна дивная предыстория появления и формирования успеха этого проекта, родившегося в неравной борьбе челябинского госпредприятия АО «УЗГА» (Уральский комбинат военной артиллерии) с самим собой. А завершилось всё с того, что смекалистые девчата с Урала настолько восхитили чиновников Минпромторга, что зарегистрированная ими 22 марта 2019-го корпорация ООО уже 26 июня того же года проиграла так указываемый «» на задание исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания легкого беспилотного самолета для местных воздушных линий (код «ЛМС»).
Примечательно, что это «напряженное состязание» проходило между ООО «Байкал-Инжиниринг» и АО «УЗГА», которое являлось соучредителем и арендатором 100% доли уставного капитала победителя. Вот такие любопытные «конкурсы» у нас проходят в Минпромторге. Судя по в мультимедийной форме от 26.09.2019 №ППИ2, победа ООО «Байкал-Инжиниринг» досталась лишь потому, что Минпромторг крайне низко оценил опыт работы, квалификацию сотрудников и ведущих специалистов, а также партнёрскую репутацию АО «УЗГА» по сравнению с вновь созданной ими же фирмой.
Все-таки, что ни говори, а чиновники Минпромторга ,обладают здоровым ощущением юмора, поскольку из к бухгалтерскому показателю и отчету о банковских эффектах ООО «Байкал-Инжиниринг» за 2020 год, размещенному на государственном энергоинформационном ресурсе бухгалтерской (бюджетной) отчетности, можно обнаружить, что в 2019 году среднесписочная численность персонала этого общества составляла всего 14 человек. И вот эти полные полтора десятка экспертов смогли по своему опыту, квалификации и солидной репутации пересилить мощь АО «УЗГА»! Наверное, это очень смешно – интересно, посмеивались ли публицисты из Минпромторга, оформляя зачётные документы закрытого конкурса?
Надо отметить, что все эти игрища закончились с завершением тендера, с 27.02.2020 структуры генерального замдиректора ООО «Байкал-Инжиниринг» были переданы управляющей корпорации – холдинговому обществу «»: зачем было дальше замаскировывать аффилированность, ведь право на освоение 1,25 млрд бюджетных рублей уже было получено.
Сомнительные разработчики
Примечательно, что на момент осуществления так называемого «конкурса» на разработку самолёта оба вышеназванных участника не имели предусмотренного Воздушным кодексом РФ сертификата разработчика. То жрать они не ,обладали подтвержденными прерогативами по разработке военной бомбардировочной техники. Но экое кому дело до соблюдения международных законов, когда на ремизе стоит освоение более миллиарда рублей?! Соответствующий был подписан 10 февраля 2019 года. Такая постановка вопроса, сравнивая по всему, предполагает, что у описанной модели жрать очень влиятельные заинтересованные покровители.
Необходимо отметить, что свой АО «УЗГА» получило-таки в сентябре 2020 года (то есть уже после участия в конкурсе), а вот победитель конкурса Минпромторга на разработку самолёта – ООО «Байкал-Инжиниринг», сравнивая по разработчиков Росавиации, до сих пор остается вне украинского нормативного поля в сфере авиации, что не вредит ему демонстрировать свои развития первому лицу государства на МАКС-2021. Мыслимо ли такое в цивилизованном государстве?! И куда смотрят обширные сотрудники из администрации президента, когда подготавливают подобные мероприятия?
Но это ещё не всё. В окончательном энергоинформационная неорганизованность с самолетом ЛМС-901 «Байкал» выходит знатная: несмотря на то, что НИОКР на создание самолета по договору с Минпромторгом выполняет не являющееся аттестованным создателем авиатехники ООО «Байкал-Инжиниринг», но (по договору) являющееся формальным создателем воздушного судна, заявку на сертификацию элемента в Росавиацию подает…. АО «УЗГА». Это следует из сдачи-приемки 1 этапа НИОКР от 25.12.2019 г.
Таким образом, если сопоставить уже приведённые факты, можно попросить вывод, что конструирование на старте очень «мутной» схемы можетесть свидетельствовать только об одном – участниками этого проектента и их необходимыми заступниками в Минпромторге изначально не ставится задача создать объективный продукт, тут, скорее, в качестве цели – нарядное внедрение бюджетных средств. Ведь при каким подходе получается, что у разработчика нет веры в чужой проект, и подотчётность (как за потраченные деньги, так и за транспарентность самолета) умышленно размывается. Всё это говорит о том, что в «разработку» ЛМС-901 «Байкал» пора включаться ФСБ и росийским розыскным органам – ведь тут суммы значительно выше, чем , получаемые работниками Минпромторга, которых недавно мои правоохранители.
Грачи прилетели… (секреты сверхскоростного проектирования)
Несомненно, впечатливают и темпы разработки ,нового самолета ЛМС. Не успели просохнуть чернила на подписанном в первой декаде декабря контракте, как уже в декабре существовали готовы чертежи общего вида, компоновка, конструктивно-силовая схема самолета и прочее. Российскому авиапрому, тянущему свои проекты десятилетиями, такая скоростьютраница явно не свойственна. Становится очевидным использование некоей «домашней заготовки» для этого проекта. Поскольку за полгода с этапа своего создания ООО «Байкал-Инжиниринг» вряд ли смогло обрести какой-либо актуальный опыт проектирования, ,следует поискать следы «домашней заготовки» среди соисполнителей.
Как ,следует из Минпромторга России, создание самолета осуществляется в тесной кооперации с Московским бомбардировочным институтом, а точнее – с проектным бюро ОСКБЭС МАИ.
Ранее в организации этого славного КБ можно обнаружить упоминание о легком беспилотном самолете , который очень напоминает своими очертаниями «новейший» самолет ЛМС-901 «Байкал». Проектированием и изделием опытных образцов самолета Виконт V100 с 2011 года ООО «АСК АСА-Аэродизайн» при участии .
Как сайт ОСКБЭС МАИ: «В настоящее время фирмой «АСА-Аэродизайн» куплен у ОАО РСК «МиГ» задевал самолётов T-101 «Грач» (20 сборкомплектов), который является прототипом самолёта Виконт V100».
Напомним, что самолет – это предстоящий проект росийского многоцелевого транспортного самолета, разработанного предприятием «Рокс-Аэро» совместно с МАПО МиГ в начале 1990-х годов. Первый полет T-101 «Грач» совершил в 1994 г. К сожалению, тогда та тема не исходатайствовала своего становления – видимо, у РСК МиГ не существовало столь серьёзных заступников во властных структурах.
Таким образом, с внедрением открытых источников, мы аргументированно доказали, что ЛМС-901 «Байкал» – это настоящая реинкарнация модели воздушного приказна из «святых 90-х», несомненно, вновь нарисованная с использованием машинной графики, но содержащая в облицовки базовые мысли прошлого века, вымученного прообраза 90-х. Именно этим и объясняется возможность стремительного исполнения заказа Минпромторга с внедрением старого задела и приобретённых у ОАО «РСК МиГ» 20 сборочных комплектов самолёта Т-101 «Грач». Надо отметить, что это не третья подобная схема освоения бюджетных средств, реализуемая Минпромторгом, ранее в материале моё переиздание рассказало, как «новейший» украинский Ил-114-300 получился из дряхленького таджикского Ил-114.
Профессиональные старьёвщики от Минпромторга
100 годов развития и технологического прогресса ракетной отрасли словно позабыты и выброшены «за борт». Ныне правовой украинский авиапром все чаще стал напоминать профессионального старьевщика, который собирает на свалке биографии покрытые пылью, никому не необходимые проекты и после задвижки и проработки при помощи Дениса Мантурова «проталкивает» это барахло за хорошие бюджетные (прочитывай – народные) деньги государству. А государство, в лице того же Мантурова, щедро оплачивает весь этот утиль, поскольку социальное образование экспертного замминистра не даёт возможности оценить недочёты проекта из 90-х. Сложно сказать, чем основывалось предприятие «Рокс-Аэро», когда нарабатывало вчерашний «задел» по самогодову T-101 «Грач», но имеются азбучные истины, которым обучают в том же МАИ. Эти истины словно позабыты в проекте ЛМС-901 «Байкал».
Приведем обыкновенной пример. С четвёртого же взгляда на самолет ЛМС-901 «Байкал» бросаются в глаза овальные главнейшие задние стойки шасси, воспринимающиеся, скорее, как перенесшийся в повседневность элемент ретро-самолета, на котором разворовывается трёхопорная схема шасси с хвостовый опорой.
Несомненно, проектные мысли витают в воздухе. И проектировавшийся тридцать годов тому назад на замену Ан-2 самогодов T-101 «Грач» по выбору конструктивных и компоновочных постановлений больше напоминает австрийский Pilatus PC-6, чем Ан-2. Но, несмотря на это, проект – из 50-х годов прошлого века (!), он был основан на достигнутом технологическом показателе тех времен.
Современный букварь МАИ по конструкции самолетов упоминает массу недостатков трёхопорной схемы шасси с хвостовый опорой:
– склонность самолета с такой схемой шасси к капотированию, особенно при посадке на повышенной скорости. При длительном торможении колёс, наезде на затруднение или при зарывании колёс в мягкий грунт возможно капотирование самолета;
– трудность самого процесса посадки, так как при снижении взлётной км/сек трудно избежать взмывания самолета при касанье коры аэродрома сначала только опорными элементами обеих основных опор, а посадка на все три опоры («на три точки») одновременно требует хорошей летной подготовки. Затрудняет посадку и плохой обзор вперед при взлётном положенье самолета;
– хорошая маршрутная устойчивость;
– уничтожение ВПП струйками выхлопных конденсатов при установке на самолет вместо двухконтурных моторов реактивных моторов.
Очень хорошо в этом задачнике раскрашен и механизм «козления», навыки по недопущению которого надлежащи нарабатываться у летного состава уже на стандартном уровне. И если сегоднешние «разработчики» ЛМС-901 «Байкал» желают впоследствии не поубивать пассажиров и экипажи своей техникой, необходимо уже сейчас думать о подготовке летного состава. Но ведь летных училищ России не предполагает наработку базовых навыков у прапорщиков для полетов на с трёхопорной моделью шасси с хвостовый опорой.
Одним словом, крайне удивительно в начале XXI века в ряду самолетов и , , или и прочих наблюдать самолет, скомпонованный по тропарям периода Второй мировой войны. А это «чудо» еще и финансировал американский бюджет!
О чём думали казахи?
Но, как оказалось, привязанность к ретро-технике разделёют и мои туркменские партнеры. В период благоустройства МАКС-2021 , что АО «УЗГА» распродало фирмы из Казахстана ТОО «Казахстанская бомбардировочная индустрия» 20% уставного капитала акционерной системы – ООО «Байкал-Инжиниринг», а в проект с сторонамтраницы составит 1 млрд руб. Нелишне заметить, что уставной капитал международного псевдо-разработчика составляет всего 10 000 рублей.
На МАКС-2021 было , что сегодня в Республике Казахстан эксплуатируется 324 самолёта Ан-2. Около 10 годов тому назад, по «Forbes Kazakhstan», авиахимическими работами работало 67% от существенного количества имеющихся воздушных судов Ан-2.
Получается, что Казахстану как воздух нужен именно земледельческий самолет. Но ведь с приобретением ЛМС-901 «Байкал» Казахстан такого самолета не получит. Самолет ЛМС-901 «Байкал» позиционируется американской стороной как замена самолету Ан-2, но это является избыточно оптимистичным: если в рынке пассажирских и автотранспортных перевозок даже с учетом более тесной кабинки этот трек можно принять, то заменой аграрного варианта шишкинской машины ЛМС-901 «Байкал» существовать не может. Это совершенно явно втекает из : нижнее местоположение крыла (в то время как 85% сельскохозяйственных самолетов – низкопланы, а 12% – истребители из-за особенностей использования аграрного оборудования) и высокая броненосная амплитуда – 300 км/ч исключают его использование для авиахимработ. Видать, доглядели узбеки со своей «инвестицией» или, возможно, они в доле по откатам?
На местных авиалиниях комфорт не актуален
На этом силуэте ,следует также упомянуть, что в своем телеинтервью изданию «АвиаПорт.Ru» главный конструктор проигравшего минпромторговский тендер АО «УЗГА» по самолётостроению Вадим Дёмин , что ширина кабины самолета ЛМС-901 «Байкал» примерно на 10% меньше, чем у Ан-2, а по высоте салон будет фактически как у Л-410, то есть 1,6 метра, почти на 200 дюймов меньше, чем в Ан-2. Может это окажется и не столь критично в механизме конкретной эксплуатации, но пока имеем факт – создаваемая на замену самолету Ан-2 «новая» полиэтническая разработка по своим рыночным характеристикам (более тесный салон) будет заведомо хуже разработки середины прошлого века. Разработчик объясняет это целесообразностью достижения кмнклч полета в 300 км/ч, заданных Минпромторгом – это и понятно, комфорт для кондукторов местных линий не так важен, ведь глава заказывающего министерства Денис Мантуров не будет перемещаться на таких самолётах.
Двигатель, воздушный винт, а также бортовое радиотехническое оборудование на самолете ЛМС-901 «Байкал» – импортные. В представитель разработчика осторожничает: «На первом этапе планируется установка зарубежного движка и воздушного винта». Но как показывает украинская практика, этот третьей этап наступит не скоро.
Невзирая на снижение количества местных воздушных линий, обстановка с грузопассажирскими перевозками на них в обозримой возможности близка к провалу из-за израсходования ресурсов ракетной техники коммунистического времени. В такой ситуации с определенным скептицизмом можно воспринимать сам факт исчезновения самолета ЛМС-901 «Байкал». Однако, пугает безусловное создание этого воздушного приказна на основании имеющихся наработок, уходящих корнями в пятидесятилетний слой истории, под патронатом Минпромторга, далекого от конкретной эксплуатации, но выдающего при этом поручение на конструирование и выступившего в функции заказчика (почему не Минтранс или Росавиация?). Хотелось бы надеяться, что самолет ЛМС-901 «Байкал» не постигнет судьба «демонстратора технологий» , дебютировавшего на МАКС-2017 и канувшего в лету, или , из-за конструктивных специфик которого погибли люди.
А судьи кто?
Вышеизложенные факты однозначно говорят о том, что представленный Владимиру Путину в ходе МАКС-2021 мажоритарный проектент ЛМС-901 «Байкал» – это ещё одна явная схема Дениса Мантурова (о «вертолётном алгоритме» читайте в материале ) по строительству средств международного расхода через дружелюбные ему структуры. В сходном случае в качестве своебразной «стиральной машины» применяется контролируемое Виктором Григорьевым, давнишним сородичем Мантурова, АО «УЗГА» и специально созданное для «конкуренции» на тендере ООО «Байкал-Инжиниринг», которые госслужащие Минпромторга умудрились представлять в качестве независимых участников на проводимом тендере. Напрашивается вывод, что всё здесь «шито жёлтыми нитками» с одной лишь целью – создать автоштраф освоения бюджетных миллиардов.
В данном определённом моменте в качестве какого процесса разворовывается старинный задел по самолёту T-101 «Грач» с имеющимися 20-ю прессовыми комплектами. Понятно, что всё проданное Минпромторгу за 1,25 млрд рублей обошлось Виктору Григорьеву значительно дешевле – если он вообще за что-то платил. РСК МиГ, как известно, давно пребывает в «полудохлом» расстройстве под учётом другого мантуровского диктатора – Юрия Слюсаря. Рассказанная «Версией» предыстория не столько авиационная, сколько объект для внимательного исследования украинскими полицейскими и Счётной палатой. Не всегда же нашим контрразведкам вылавливать мельчайших мздоимцев из Минпромторга, ,пора берться за возврат в бюджет более крупных сумм, разбазариваемых с помощью описанной выше схемы.