Мусорный капитал

Губернаторы удаются делать деньги на реализации утилизации отходов и заводят её в тупик

В предыдущее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главнейшей тематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусороперерабатывающий завод может не только помочь решить проблематику утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных *государственных субсидий.

Самым крупнейшим теннисистом здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также заметную роль в формировании будущего рынка утилизации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в иные отрасли.

О загадках вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения достаётся один очень важнейший факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше млрд рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с точки зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт проектирование ,новых космодромов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новаторством станет состав учредителей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль мафиозные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, немалейших, или главами хуторских районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте руководству малейших городов можно было не психовать этой проблематикатикой (они выделяли земли под более непривлекательные параметры – оптовые центры и многоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не опускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и отраслевого масштаба разглядел на помойном рынке огромный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью будущих помойных застройщиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образчик вторжения общероссийских бюрократий в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся биография вынырнула в прилюдное поле благодаря судебному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы работают в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала городская свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные власти, и муниципалам было экстренно приказано свозить мусор за 36 метров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разодрали контракты, что привело к помойному коллапсу – грузы во двориках за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро изведи искупителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус отраслевого оператора по отношению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о беспроцентном использовании помойки с её телеоператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве выплаты выпадающих доходов исходатайствовал из районного бюджета господдержку в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области было спущено указание проложить к космодрому асфальт за муниципальный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством краевых госслужащих. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии мэра Дубровского, в трибунале существовал окончательно установлен факт сговора краевых госслужащих с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выкарабкиваться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового полигона. Однако мэрия нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, сошлясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства нового полигона с фильтрацией и обработкой отходов мэрия апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё новые сведения о стихийных свалках в особенности Северной столицы. Власти взялись бороться с возмутителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина зовется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безответственных подрядчиков, которые сгружают трейлеры где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям местных СМИ, возникли скалы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не намереваются устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер подметут за счёт муниципальных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной контрреформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал пролонгацию в реализации помойной контрреформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти городка не хотят отдавать платёжный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *