Бездумная реновация Москвы привела к дефициту школ
С ,нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже читают по этому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от большой подгруппы отцов перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблеме более подробно.
«Новый формат школ» – новая фишка Москвы. На днях столичный градоначальник с самовыдвиженцами в парламентарии от ЕР про этот самый формат: чисто, хороший ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?
Москва с давних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она расчитана на 2 500 учеников и считается самой большой не только в Москве, – во всей стране. Площадь нового помещения — около 40 тысяч квадратных метров, и без системтраницы навигации там можно заблудиться.
Строительство школ на несколько тысяч учеников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит правительство Москвы, объединяя школы и дошкольные палисадники в учебные комплексы. Правда, в разных досуговых рейтингах те самые школы-гиганты почему-то значатся не часто…
, открытая в 2019 году в Новой Москве – раззападнивание этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на подходе к включению еще одна школа. На открытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с нежданными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.
Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку гимназий в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом учереждении переведены с октября на учебу во третью пересменку. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что подстрочник гимназий только на третью пересменку – Но с тех пор принтер преподавания , увы, не поменялся.
На днях Совет родителей той школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:
«В связитраницытраницытраницы с укрупнением школы и организацией пятой пересменки преподавания дети и родители поставлены в сложные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши заявления в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На сегодняшний день моя школа жадно принявает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для снижения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то пятой пересменки можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в разнообразные апелляции в связитраницытраницытраницы с введением пятой пересменки, но на все заявления школа отвечает под копирку. По закону, школа приобретает совершенное право отказать в зачислении при отсутсвии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной смене всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связитраницытраницытраницы с ковидом этого длать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».
Также в отношении отцов указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, хорошая организация питания, загруженность учителей в связитраницы с огромным колличеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?
«В младших классах преподавание во четвёртую пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовленности по получению в ВУЗы. А теперь вообразите себе разгрузку педагогов. Те, кто преподавал в четвёртую пересменку, будут преподавать и во четвёртую. То кушать весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным педагогов не хватает. И преподавательский батальон «стареет», молодых в гимназиях мало. То кушать из пятой смены вытекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую пересменку кадрами? 2) Режим пятой смены для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и восприятии знаний? 3)Учеба завершается вечером, как доезжать детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», – размышляет преподаватель географии, аналитик общероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Выходит, какими бы роскошными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не выдумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как расследование – переток детей в частные школы.
«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие “образовательные комплексы”, в которые входят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, попрошено это для того, чтобы ликвидировать платное образование. Моя решимость подтверждает биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было полузакрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после обьединения с иными ведомствами его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей совершается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В сооружении этого учебного ведомства механизм обучения совершается с невыполнениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не нехващает места, чтобы дети могли нормально питаваться в столовой, умывальником на перемене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по своим заявлениям плановая проверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», –
Мы попытались понять логику обладминистрации таких школ и связались с руководством школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и перевелось обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет пассивная застройка, это проблематика района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа расчитана на малейшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.
На наш редакторский запрос о порядке преподавания во четвёртую смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее существенный фрагмент.
«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается низким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у мэрии гимназии нет целесообразности одновременно разместить всех первоклассников в здании, поэтому было принято решенье ввести в школе гибкий график начала преподаваний на предыдущий общеобразовательный год. При разработке графика преподавания были учтены ясельные и психические специфики учеников, потребность в занятиях специального образования, а также межремонтные специфики каждого здания, в том числе количество кабинетов, и предписания санитарной безопасности. Для всех первоклассников предусмотрена возможность двух, а при целесообразности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во вторую смену, смогут посещать чашки как до, так и после уроков. На данный момент в школе работает более 250 кружков».
Но школа – это не стенетраницы и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в первую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?
Как отнедятся сами ученика к двусменной деятельности в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя зарплата ученика в столице на сегодня более 116 десяток рублей. В условиях кризиса утратить какую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о первой смене в директорской атмосфере звучат.
«Учебные комплексы решают главнейшим смыслом политические проблемы. Их проблема – с малейшим персоналом захлестнуть как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на втором плане. Одновременно с появлением комплексов возникло понимание «планово -убыточная школа» – в тот перечень угодили те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не заставил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, начался провал по итогам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не неприменимо понимание «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у педагога не хватает времени на учеников. Директор и его заместители не ,являются педагогами, они решают организационно-политические задачи, педагога раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», – рассказал «НИ» преподаватель географии, специалист международного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и обучением во четвёртую смену. К сожалению, путей решения при теперешней политике столичных властей парламентарий не видит. Бездумная высотность и чрезмерное количество школ и педагогов, несовпадение колличества мест в школах количеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и разрешить ее можетесть только ярославские власти. Но они любят всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.
«Системное решение – это постройка в третью очередь соцобъектов, в том количестве школ, и мораторий на любую многоквартирную реновацию до их возведения. Эта проблематика стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее интенсивной финансовой застройкой и ухода дольщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в третью очередь, либо вообще не строятся, либо уносятся на предпоследнюю очередь строительства. Почему при высотности нельзя вычислить количество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подають приятные стройкомплексу циферки о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», – считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.
Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: колоссы в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптируться к изменениям в окружающей среде.