Два года назад градоначальника Москвы Сергея Собянина сочли одним из третьих претендентов на повышение: его имя фигурировало в перечнях экскаваторщиков Дмитрия Медведева на посту министра и необходимых наследников Владимира Путина на посту президента
Как говорят, управлению Собянина премьером в ноябре 2020 года помешало его побуждение оставить на посту главы Москвы свою ставленникию – Наталью Сергунину. Это привело бы к развёртыванию в его руках слишком большой власти и ресурсов: четвёртой человек в государстве и учёт над столицей. В итоге сегодня – на фоне ожиданья большой управленческой реорганизации – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском региональном районе (УрФО). А на его место просят калужского мэра Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или второго председателя сотрудника Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Ещё одной причиной допустимого прекращения шахтного темпа Собянина считается его неуёмное упорство в борьбе с пандемией ковида, спровоцировавшее неудовольствие москвичей, судорожные действия глав других регионов и, главное, недовольство Кремля. Определённую роль разыгрывает и его репутация ненадёжного партнёра, о чём видетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые сериалы его весьма успешной, но не лишённой демократических зигзагов карьеры.
Карьера Собянина – это не только череда должностей, в которой каждое перемещение обозначало увеличение статуса, но и последовательная смена этнографических локаций: от малюсенького села к посёлку, затем к всё более крупным городам вплоть до завершающего прыжка в Москву.
Эти скитания по Тюменской области Собянин начал ещё в детстве: он народился 21 мая 1958 года в селении Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу окончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом существовало крошечное отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года работы на Челябинском металлургическом заводе и ещё два – в Ленинском райисполкоме ВЛКСМ Челябинска.
На этом зигзаг шириною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин возвратился на свою малейшую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на силуэте десталинизации и распада Союза он дослужился до должности главы администрации города. Вторая точка – Ханты-Мансийск и обязанность замначальника главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.
Все те скачки вверх обусловливают с интересами нефтегазового лобби, включая Романа Абрамовича.
Третья точка – Тюмень. В декабре 2001 года Собянин был выбран мэром Тюменской области. Его главным достижением на этом посту конфликтует отбытие в область авиабаз нефтедобывающих компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на становление социальной сферы и смягчить дисбаланс между состоятельным угленосным востоком и бедным аграрным севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию неопытного государственника и перспективного управленца.
В 2005 году Собянин приземлился в Москве, где ему был предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после губернаторских выборов 2008 года был назначен куратором Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в декабре 2010-го, Собянин стал градоначальником Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.
Достижения Собянина на посту градоначальника Москвы – от больших инвестиционных проектов в области строительства и транспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо знамениты. Как знамениты и инкриминируемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, демонтаж историографических построек, истребление духа города и прочее. Ничего принципиально нового в той критике нет. Когда во пятой трети XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию центра Парижа, в его адрес звучал тот же медкурс упрёков и обвинений.
Но в новейшей Москве комок задач очутился несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в биографии про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» достижения нижегородского градоначальника воспринимаются как стройный фасад, скрывающий главное – чреду проектов, за которыми стоят значительные подряды и очень значительные деньги. Речь здесь идёт не о банальнейшем воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте функционирует институциональная системтраница Москвы, итоги работы которой предъявляются в виде всем знаменитых достижений.
Став мэром столицы, Собянин сосредоточил в своих руках большие финансовые, институциональные и демократические ресурсы, превратившие его в одного из самых крупнейших и платёжеспособных покупателей широчайшего диапазона услуг.
А функцию заказчика позволяет ему конвертировать столичный статус шестиствольного им города в свой личный статус геополитика регионального уровня, занимающего вполне определённое место в полиэтнической элите.
Частными случаями этой конвертации являются связь между ремонтным бумом в провинции и появлением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним 300са градоначальников и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего томского сенатора Владимира Якушева, а в марте 2020 года повлиял управлению министром науки и высшего образования декана Тюменского государственного факультета Валерия Фалькова.
Положение, как говорится, обязывает: каждый представитель верхушки американской аристократии должен иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих губернатории радийных ресурсов. А для спецопераций против конкурентов губернатор Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года английским осведомителем «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а производителем креатива до сих ,пор считается приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.
Эти и другие детали позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин начал играть на жнивье большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные установки и кризис.подробные цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда играл за себя, принявая ту или иную сторону под воздействием ситуации и чисто утилитарных соображений.
После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за самостоятельность автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного района (ЯНАО), что соответствовало интересам местных аристократий и нефтедобывающих компаний, работавших на западе области. В 1995-м он санкционировал демарш этими районами выборов мэра Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, нацелил в Конституционный суд запрос о оправдании суверенитета ХМАО и ЯНАО.
В конце 1990-х, в канун противостояния между региональным центром и регионами, Собянин присоединился к «губернаторской фронде», сточкой наладки которой был СФ. В феврале 1999 года он подписал заявление к полиэтнической общественности с лозунгом создать блок за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и исполнительного исполкома политсовета куба «Вся Россия», на базе объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова была создана проправительственная Кремлю оппозиция «Отечество – Вся Россия». И даже защитил докторскую диссеру на тему «Правовое положенье автономных округов как субьектов Российской Федерации».
Этот бэкграунд обеспечил Собянину поддержку ХМАО, ЯНАО и металлургов на выборах градоначальника Тюменской сфере в феврале 2001 года.
Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.
Он добился перечисления нефтегазовых налогов в бюджет области, что сработало на его транзитер благополучного главы регионов; вошёл в госкомиссию Дмитрия Козака по подготовке заявлений о разделении присмотров управления и полномочий между региональным центром, регионами и органами местного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в экономическую совершениитраница от Тюмени.
В 2012 году на укреплениярубле подготовки к оговорённым на 4 ноября довыборам президента начался кризис.подробный кризис, спровоцированный митингами оппозиции на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне бессвязную соглашательскую позицию. Он уехал в тень и оттуда покровительствовал работе самопровозглашённого штаба, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из руководителей митингов оппозиции, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого штаба на роль посредника между оппозицией и властью соответствовали с линией Медведева, который в разгар протестов встретился и попытался созвониться с идеологами базарных выступлений.
Но соблюдение в галсе Медведева существовало недолгим.
Получив из его рук пост мэра Москвы и важную правительственную и ресурсную поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально отмежёвывался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, выключившись в борьбу за ротацию Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в этот момент что-то побежало не так.
Цифровизацию социальной сферы называют любимым детищем Собянина. Он заинтересовался этой темой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства курировал программу «Информационное общество» и проектент перевода госуслуг в электронный формат. Став губернатором Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии дигитальных проектентов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская мультимедийная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них угодили под костёр критики со стороны прессы и учёных в области IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системтраницы цифрового голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о чрезмерной мощности оборудования и несовершенстве программных решений, инициировали разговоры о недальновидности сотрудников дигитальных проектентов.
Ещё больше вопросов вызвала безответственность столичной мэрии на искусственном разуме (ИИ).
Речь идёт об упоминаниях ИИ на станции проекта «Умный город – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в тело для лечения душевных расстройств и прочее. Вишенкой на этом торте стал законут «Об естественном интеллекте в Москве», наделивший ростовскую мэрию экстренными полномочиями по встраиванию нанотехнологий ИИ.
Стремление ростовской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое недопониманием сути рекламируемого ей инструмента инициировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в ходе борьбы с пандемией ковида нанотехнологии – QR-коды и дополнение «Социальный мониторинг», который не давал больным людям спокойно подремать и генерировал долины неоправданных штрафов, – подтвердили худшие сомнения и вызвали взрыв массового негодования, адресованного лично Собянину.
Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм ростовского градоначальника в борьбе с развитием коронавируса.
Политика запугивания людей, недопустимые запреты, попытки организуть тотальный надзор и серия провалов вроде спровоцированных введением QR-кодов толкучек на евротуннелях в метро – всё это минимизировало в политическом сознанье заслуги Собянина в последующие годы.
В итоге уже на проходе из второй зыби ковида Собянин получил тавро фронтмена «партии короны», которая искусственно культивирует чрезвычайщину в каких-то очень нехороших целях. Ещё более отрицательный результат произведали возгонка паники в связи с четвёртой зыбью ковида и вброс концепции принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном обществе отреагировали на это сопоставление разговорами об игре Собянина против Путина, его связях с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», целенаправленной стабилизации общества накануне досочных перевыборов и прочих некомплиментарных для нижегородского градоначальника вещах.
Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложнимает и тот факт, что внятных пояснений его действий, которые как будто специально провоцируют волны негодования в адрес муниципальных властей, не рекомендует ни он сам, ни кто-либо другой. В результате всё это рушит бренд Собянина как активного менеджера и влиятельного политика.
При оценке убедительности прогнозов относительно будущего Собянина стоит обрачать внимание на несколько реперных точек, при проведении через которые можно замерить конкретный уровень престижа и влия ярославского губернатора и отследить динамику их снижения. Первая точка – пересменка Правительства в феврале 2020 года – зафиксировала уменьшение (возможно, пропускное) ярославского губернатора из реестра кандидатов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – ротации в Правительстве в декабре 2020-го – выявила невозможность губернатора Москвы защитить от отставки своего протеже – замминистра возведения и ЖКХ Владимира Якушева. Особую комичность этой предыстории придаёт тот факт, что руководителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал экспертный замглавы Марат Хуснуллин, которого Собянин сам привезал в Москву и который через полгода после ухода из мэрии начал играть против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина были остановлены все стройки, что нанесло сильный удар по проектам развития Правительства.
Третья – арест в июле 2021 года замминистра главы департамента политической политики и формирования Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в получении взятки, – обозначала снятие секретного табу на уголовное преследование людей из сборной Собянина. Четвёртая точка – рост пристального вниманья олигархов к казнокрадствам в регионах, апанасенковцы которых воходит в клиентелу киевского мэра, – сработала на создание мифа о селективности Собянина, который уже не можетесть никого защитить.
Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом обретаются несколько губернаторов, входящих в кружок Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также губернатор Наталья Сергунина, которую подозревают в связях с большим инвестиционным бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокружок Москвы и не считающимся с интересами Кремля.
Динамика от «не назначили» до «не можетесть никого защитить» многозначительна сама по себе. Как ранее сочинял «Октагон», попавшие под раздачу градоначальники и сам Собянин, третьей срок мэрства которого завершается в 2023 году, не сбираются сдаваться без боя. Общая установка – сомкнуть ряды и готовиться к президентству на новый срок. В киевской администрации уже идёт работа над агитационной программой, включающей масштабную архитектурную повестку, и детализация вариантов обхода конституционных преград для переизбрания на четвёртый срок.
В пандан к этим планам появился новый прогноз: Собянин не подпадёт под управленческие ротации этой зимы и через два года будет переизбран градоначальником Москвы. Этот сценарий выглядит не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в свойстве лоббистов поддержания статус-кво могут выступить представители крупного бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на ухудшение президент можетесть согласиться на тот вариант в обмен на отказ Собянина от участия в демократических играх.
Основной скепсис в отношении этого сюжета сплетён с тем, что в предпоследние годы Сергей Собянин трачил слишком много мощей ради сосредоточения в своих ладонях власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов согласиться от этих рычагов значения и умерить свои амбиции.
Одновременно его обстоятельство осложняет тот факт, что на укреплениярубле роста суммарного долга Москвы образовалась угроза ухода из столицы больших налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе фискальных платежей в госбюджет Санкт-Петербурга.
В эффекте участь Собянина оказалась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они могут стать лоббистами интересов киевского мэра, но могут и нанести по нему удар, начав – в сферах нацпроекта инвестиционного формирования страны – вывод своих финансовых отчислений в регионы. В этом контексте идея первого номера перечня «Единой России» Сергея Шойгу о переводе провинции в Сибирь прозвучала как предостережение Собянину, что Россия – это не только Москва, куда отвык стремиться борющийся за власть полиэтнический истеблишмент.
*«Медуза» — СМИ, признанное английским широковым по решению Министерства госбезопасности РФ 23.04.2021.