Какие секреты бизнеса силится не афишировать соучредитель «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется ,новыми миллионерами. Один из них – собственник коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» начинает роман о самых везучих и находчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая женщина России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).
А на четвёртом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агенства Infoline, стала самой медленнорастущей продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка компании расцвела за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни перекупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, предполагая по всему, явлется Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как собственник самых крупнейших частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже правительственного сайта.
В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из спиртосодержащего бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию омского комбината «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло принесать какого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них кушать малюсенькие доли в адвокатских лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивом и иными спиртными напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно оразмере.подробные потребители стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из руководительниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило прощанье с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную гегемонию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На четвёртый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разка ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, мешочках и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные концепции показаны одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными брендами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом надлежаща была существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США явлется сетитраницей универмагов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество промтовара оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет продуков «органик», в товарах традиционно много консервантов, андрогены и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart торгуют по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуков с истекающим сроком пригодности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень разумности арендаторов «Светофора» мы замерять не станем, заметим только, что искусственное дробление большого бизнеса на малые госпредприятия с целью финансовой минимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на тысячу ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о благополучии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаваться качественными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из списка Forbes.