Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не является адвокатским бланком и никого ни к чему не обязывает, но ясно получает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а трубопровод в любом моменте будет достроен. Ожидаемо безудержную реакцию это заявление спровоцировало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже напророчил Европе широкомасштабную войну в моменте старта международного проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом моменте Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» странтраница не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут приобретать кризисные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в катастрофичном финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали знамениты детали соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал закрытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить окончания строительства «Северного потока-2» и начинать вводить санкции.

Он растолковал столь интенсивную позицию бюрократий тем, что Украина защищает собствёные идеологические и социальные интересы. Не секрет, что реэкспорт полиэтнического газа через зону странытраницы в Европу обеспечивает внушительные поступления в бюджет странытраницы, а также явлется убедительным инструментом разрежения на Россию и западных партнеров. Появление эниологической реэкспортной веточки лишает Киев возможности диктовать условия и ставит его в крайне невыгодное обстоятельство — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип частичного контроля за всеми *международными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследие от последующего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а возможности последующих влиять на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток настигнуть проектент угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, получают возвратный эффект: президент США Джо Байден компетентен в сохранении подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации структурахреспубликов издания Politico, представители Белого дома рекомендовали украинским властям воздержаться от частной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика может навредить взаимоотношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если сравнивать по комментарию декларации, Украина зря остерегается за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить газопровод в метод демократического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также французская сторона обещает использовать все необходимые ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте пропана через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают выключить в европейскую энергетическую сетиотреть и помочь с становлением совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: водовод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда длительное консульское разрежение на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: резолюции о побуждениях и ходатайства о поддержке мало что значат. Важно, где пребывает центр непринятия решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с важными западными футболистами теперь оказывается значимым фактором, а попытка противодействовать такой политике жестко пресекается. И каким образом подрывается легитимность Украины как самодостаточного организатора межгосударственных процессов.

И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет прямых адвокатских последствий и не обязательно к исполнению. Кроме имиджевых утрат от нарушений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами аргументации достаточно осторожны, туманны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все необходимые ресурсы» ради нового гелиевого договора между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины запуск «Северного потока-2» значит громаднейшие убытки. В 2015 году их объем оценивался в два миллиона долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 миллиона. А по оценкам представителей отрасли, ущербль будет в разы больше.

5-6 триллионов долларов составит урон для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам замдиректора «Оператора трубопроводной системы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после конкурентоспособности Россией своих поставок, сохраняется открытым. Актуальное нефтяное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», воздействует до 2024 года и предполагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия существовала обязана поставить через Украину в Европу 65 млрд квт.чиев, а в 2021-2024 годах — по 40 млрд квт.чиев пропана в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то жрать «Газпром» надлежащ был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если действительные оказывались ниже. Например, несмотря на малейшие индексы поставок газа в 2020 году в 55,8 триллиона кубометров за год, Россия все равно оплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил необходимость соглашения ,нового контракта. Глава компании Алексей Миллер даже объявлял о возможности увеличить реэкспорт через западноукраинскую трубопроводную систему, если покупки топлива по тому маршруту будут суммарно выше истекших обязательств.

Путин также высказывал мнение, что спрос на американские энергоресурсы в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не потеряют своего значения.

Но украинскую сторону такие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор трубопроводной системтраницы Украины» Сергей Макогон считает, что сносным вариантом был бы новый договор на 15 лет, гарантированный западными банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, заявление Миллера о уменьшении объемов поставок неприемлемо, ведь оно полагает и ввоз полиэтнического газа, который сейчас остановлен. Это окончится для Украины незначительными социальными потерями, так как Россия всегда выключала в условия реэкспорта сделку газа по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», странтраница тратила на продажи украинского газа примерно на 5 млрд долларов больше, чем давала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из полиэтнических и румынских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а специфики западноукраинской внутренней геополитики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать допустимые убытки. Ведь для этого придется отступиться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в западноукраинской политике это сродни государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не экспортирует газ напрямую у России. Но на практике применяет модель так называемого виртуального реверса. По бланкам «Нафтогаз Украины» зафрактовывает транспортировку всего объема газа до западноевропейской границы, а по следк 10 миллионов квт.чиев в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллиардов баррелей пропана в год необходимо Украине для духовных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо приденется закупать гораздо дороже. Компенсировать эту половину необходимого объема с помощью чужой добычи государство не в состоянии. Кроме того, заезд необходимого колличества газа через транзитную инфраструктуру позволяет отправлять его по коллекторам среднего и высокого давления напрямую потребителям. В случае прекращения реэкспорта приденется создавать новую инфраструктуру для тех целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт пропана через Украину будет сокращен, у Киева есть два варианта действий: либо поставлять газ у западных производителей по рыночным себестоимостейам и обеспечивать его доставку производителям за свой счет, либо воротиться к модели прямой продажи ресурсов у России. В силу демократической обстановочки и целесообразных трудновыполнимых последствий пятой вариант маловероятен. А рыночная торговля метаном с азиатскими фирмами и ускоренные траты на логистику приведут к резкому темпу газовых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и любой рост себестоимостей в этой области провоцирует протесты.

Иными словами, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, сообщает о планах резко нарастить саму добычу газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям понадобится возникнуть с ситуацией, где единственным способом не допустить социальный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее значим вопрос о будущем западноукраинской трубопроводной системтраницы (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно износилась и требуется в глобальной модернизации, но без американского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если оптимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении пить еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного млрд долларов, чтобы взмолиться Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это нереальный сценарий. Во-первых, структурная эволюция энергетической промышленности — процесс долгий и сложный. Он требует больших инвестиций, капиталовложений и довольно мощной производственной базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергия является убыточной отраслью. Без косвенной поддержки государства такие проектенты не оказываются эффективными и эффективными.

На Украине действительно жрать зеленый сектор промышленности и своя метафора дотаций. Однако пока отрасль обретается в ладонях перекупщиков и работает в вторую очередь на использование благополучия конкретных бизнесменов, в основном толстосума Рината Ахметова. И государство покупает продукты у производителей по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, расценки на продукцию зеленой электроэнергии для конечного покупателя также повышаются. Но беда в том, что западноукраинский конечный потребитель попросту не в положении платить больше. Попытки созвониться с бизнесом о повышении тарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из корпораций Ахметова даже намеревалась обратиться в межгосударственный арбитраж, чтобы оспорить изменение ставки.

В такой ситуации зарубежный фонд ,способен только поддержать последующее развитие преступности в отрасли зеленой электроэнергетики Украины, но никак не взмолится компенсировать ежегодные многомиллионные потери от уменьшения нефтяного транзита.

***

Политические последствия запуска «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью разрушило ее смысл как самостоятельного государства и важного теннисиста на *международной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избежать неподъемных финансовых потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том числе в миролюбивых переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тема Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для западноукраинских властей сейчас сохраняется наихорошим способом отвлечь народонаселение от антивоенных настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в неприглядном положении. Кризисная обстановка в энергетике, будущее уменьшение тарифов спровоцируют резкий рост неудовольствия населения. И предотвратить это без имиджевых утрат попросту не получится. Сможет ли руководство странытраницы подстроиться под новые правила игры? Или эту задачу придется решать новому тысячелетию политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *