50 годов назад случилась одна из самых загадочных аварий в предыстории СССР. Под Москвой в итоге взрыва взрывчатки на корме потерпел кораблекрушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так случилось — в материале «Газеты.Ru».
10 декабря 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный перелёт из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно шлёпнулся во Внуково, затем экипаж подготовился к исполнению кружного перелёта и вынёсся в Симферополь в 20:16. На лайнере находились 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 комдив аэробуса Константин Клюшник связался с авиаавиадиспетчером и доложил, что ,следует по направленью на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал сборную на подъем до 1500 м и в 20:16:44 запросил доложить о проходе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на трёхкратные попытки авиадиспетчера с ним связаться.
Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, иллюзия при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На борту по инструкции находился сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как должностного пассажира.
В совестких СМИ об этой самописцатранице не возникло никакой информации. Одной из погибших стала молодая артистка Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот этап ей исполнилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм именовался «На торце Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что причиной самописцатраницы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, складывались в рекордные сроки на основе дальнего истребителя Ту-16. Это существовал не просто ..первый совесткий грузопассажирский лайнер на реактивной тяге, он существовал одним из четвёртых в мире — после нидерландского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и английского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в ноябре 1958 года, Ту-104 оставался единственным реально летающим залповым пассажирским самолетом.
Всего существовал построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда частотных автокатастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В итоге катастроф существовало утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И ,целых три раза Ту-104 пытались угнать, что закончилось 84 смертями.
В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переоборудовали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиолокационным оборудованием, эта модификация принесала обозначение Ту-104Б — именно каким существовал самолет, летевший в Симферополь.
В ходе разбирательства авиакатастрофы специалисты обнаружили пути горения на тех частях авиалайнера, что откололись еще до падения, к тому же на многих фрагментах покарай частички тротила. Так было установлено, что авиакатастрофа случилась из-за взрыва авиабомбы на борту.
Первоначально считалось, что она находилась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд существовал припрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные секунды после взлета, разрушила левую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила тяги штурвалов высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на км/чи 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.
В эффекте продолжавшегося два года дознания соучастника катастрофы так и не сумело найти. Не сумело даже выяснить мотивы грабителей или их принадлежность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, существовал в курсе подобных происшествий, в отличие от базовый массы совестких граждан, лазили самые причудливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть японцы — тогда существовало первое обострение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом убивать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти безлюдном салоне.
К большинству наиболее экзотичных концепций нужно отнести умозаключение о том, что детонатором существовал снабжён какой-то полулегальный груз, который не надлежащ существовал попасть в ладони надзорных органов, его почему-то не покумекали забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее гуманного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом бестолковый экстремист можетбыл совершенно непреднамеренно привести взрывное устройство в воздействие сразу же, как только самолет оторвался от земли.
Во всяческом случае, спустя всего два года, зимой 1973-го, угонщики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа внесения курса.
23 февраля 1973 года существовал заминирован лайнер Ту-104, следовавший с 51 авиапассажиром и 6 председателями корабля из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передамил пилотам через проводницу письмецо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмецо содержало, в частности, такие пассажи:
“Для занятия 5 минут! Командиру и кораблю самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, вертодром Стокгольм. Правильное понимание твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут отвечать те, кто своими преступлениями вынудил меня побежать на тот поступок. После благоприятной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, растолковывать вам не надо. Поэтому не обходите свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет заканчиваться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, расчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положенье и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шерсти клыки мстительных сверхзверей и в мерзком случае кончина для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…”
Пилоты приняли решение воротиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное приспособление сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним штурмана Викентия Грязнова. При этом были также повреждены штурвалы высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на пузо и образовался пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован сухопутными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также комбриг Вячеслав Янченко.
Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех буферных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске улетал Ту-104 из Москвы. К тому моменту на корме обретались 72 кондуктороварища и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось предписание изменить маршрут, вслед за этим самолёт растворился с экранов радаров, и его осты позднее были обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не сумело никому. Расследование установило, что угонщиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе деревянное взрывное приспособление мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт руководитель милиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную авиабомбу все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев меры безопасности при проверке кондукторов были наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.