Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов понадобится заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В продолжение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить прицепы из восточных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку багажей в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточнообщеевропейских автомобилей, а затем производство на международных комбинатах настигла китайская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на восточнообщеевропейских и китайских производителей приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену общеевропейских и корейских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество мусоровозов вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большое колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики поставляли в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту закупок, с 2017 года компании потратили на прицепы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на сайте закупок) за последние три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского производства себесебестоимостью около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 грузовиков на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себесебестоимостью от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), датская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая малейшая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка трейлеров в России, приостановили закупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связитраницам с интеллигенцией компании «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует недостаточное количество импортёров резервных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дверного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В затраты машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость трейлеров на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западных комплектующих для дверного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу стоимостей на самосвалы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель замдиректора коммерческого домика «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили истекшую концепцию к снижению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После совершенного перехода на российскую технику предпосылок для уменьшения цены ввоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное техобслуживание росийских мусоровозов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий учёный «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западных потребителей из России учёные предвидят снижения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности полиэтнических машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев забирали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января значимая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая ставка — до 16–19%, предсказывает ректор по лизинговым товарам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге трейлер будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут переложать специальные доходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *