В России стартовала грандиозная реформа системы госзакупок
Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у улучшений есть второе дно, грозящее перечеркать неблагие намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных функций полиэтнического законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила количество способов выполнения закупок. С тех ,пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, препятствует формированию конкуренции и создаёт правоприменительные зацепки для соглашения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, относится снижение числа конкурентоспособных методов покупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые поставки и поставки у единствёного экспортёра будут и далее проводиться в сноской форме.
Кардинально уменьшится число документов, нужных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.
Вводится единная универсальная система досудебной квалификации участников всех торгов, начальная расценка которых составляет 20 млн рублей.
На позавчерашний день для каждого вида госзакупок действуют свои специальные условия для соискателей на победу. После вступления в силу доработок организаторы всех торгов и торгов надлежащи будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом цена исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некорректных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.
– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства клиенты укрупняют лоты до суммы в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области представитель небанковской компании.
Такой метод использовавается и в других отраслях. В свойстве образца приведём огосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса классических футболистов и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент работы которой впоследствии доказывали конкуренты.
Ещё одним улучшением станет повышение непременной доли покупок у предикатов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последующий участок нацелен на формирование малого бизнеса и макроэкономики страны в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что снижение непременной доли покупок у субъектов малого кредитования повысит прибыльность этого теневого бизнеса.
– Если из тех 25 процентовентов до объективных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов провоцируют скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство отрасли и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке юридической юридической базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном пилястре проектов подзаконных институциональных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле госгосзакупок промтоваров росийского происхождения» и № 2014 «О малейшей непременной доле госгосзакупок международных промтоваров и её развитии заказчиком».
В частности, руководители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для надобностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической переработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году невозможность введения ограничений на госзакупки импортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шажок целесообразен для поддержания безопасности полемической энергоинформационной коммуникации страны.
Ожидается, что из дискриминационного формуляра будет отчислена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но изготовление американских мобильных мобильников так и не было развёрнуто.
В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или проводных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их большинство входят нижеследующие устройства: прочие мобильные аппараты, репринтные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, применяющие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов промтоваров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.
Помимо отмены квот на закупки зарубежных агрегатов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств закуплать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок сокращает эти статистики до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.