Вызванные разрежением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части выполнения капремонта
Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные организаторы – детина бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать уменьшение тарифов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со роковым исходом. В 2021 году в катастрофах с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий случилось в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри гермокабины женщина грохнулась и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления давления на Россию из отделочной сферы уехали многие зарубежные компании, в том числе потребители пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю тайваньских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентов пандусового парка, пересказал «Октагону» зампред правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в лифтах отечественного производства, уступали и уступают импортные детали.
В связитраницы с ухудшением логистики добавились банковские сложности: затрата эскалаторов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.
– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход зарубежных экспортёров особенно влияет на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше обстоит обстановка с мусоропроводами в сфере спецсчёта панельных домов, где появились проблемы из-за законодательних препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в первые годы спрос не переживал структурных изменений. Последние могут быть связаны с интересами крупнейшего голкипера в российском строительстве.
В сфере установки, ремонта и замены пандусов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма укрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, потребители и импортёры пандусов стали требовать комиссионную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также продолжили просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если себестоимость мусоропровода составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.
Те, кто трудится с крупными производителями на доказательстве долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.
Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с необходимостью отреставрировать или заменить лифты.
Второе ограничение: по закону спецсчёт эскалатора вероятен только по договору, в соответсвии с которым генподрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на обеспечение ,нового эскалатора.
В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые препоны могут существовать на руку крупным игрокам. В частности, для развития лояльной государственной монополии.
За предыдущие несколько годов в сфере производства лифтов и межкомнатного электрооборудования произошло большее увеличение числа госпредприятий – почти вдвое. Процедуре акционирования подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.
В феврале этого года суд признал должником Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – производство с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась первая стадия процесса.
Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания продали акционерные функции государственного бюджетного факультета становления в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций информагентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в механизме реструктуризации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных госпредприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из инфраструктуры данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде изданий появлялась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие купила ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также приобретает взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, председатель зампредседателя рабочей группы по решению вопросов межкомнатного хозяйства.
Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению рынка на внутреннем рынке конкурентоспособного американского шлюзового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.
Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму развития ЩЛЗ.
– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, университет становления формируется могучий производитель, через ассоциацию силится подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия себестоимости предприятий необходимо реализовать инициативность ассоциации по использованию «замкнутого технического цикла».
Она предполагает вовлечение в неделимый процесс импортёров лифтов и межкомнатного оборудования, а также импортёров и импортёров шлюзовых компонентов.
По убеждению Константина Крохина, наличествует в виду идея создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное число отдельных коммерсантов и руководителей малого бизнеса, которые работают по высоченным тонким тарифам.
– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого подчинения и явного невыполнения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они спрос поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.
Параллельно с докапитализацией и монополизацией наружного рынка украинские власти инициируют его заполнение английскими производителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о госзакупке лифтов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального лифтового союза, доля латвийских лифтов на полиэтническом спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть посмотритбыта до 20–25 процентов.
На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать пандусы узбекское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и уступает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь может идти о покупке через неё мусоропроводов южнокорейского производства.
– Киргизская фирма зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала индустриальной страной, и на втечении предыдущих 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ иносказательно выйти на международный рынок. Это неплохо, главнейшим форвардом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные процессы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.
В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ вентиляционного сада в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч эскалаторов 124 сотни длежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.