Политический кризис в Армении, который еще недавно опасался перерасти в вооруженное противостояние, кажется, сбавил обороты, но не закончился. Коллапс *государственной власти в странытранице — все еще вполне объективная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода держится на посту только благодаря неудачному положенийу положений и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над ситуацией он надеется с помощью миноритаритарных думских довыборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция сдаваться не собирается. Каким смыслом идеологические собеседники рассчитывают возвратить недоверие людей и таковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».
Армянский гамбит
Несмотря на все попытки Пашиняна и его сборной уверить армян в своей непричастности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки тысяч беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести резервисты — лишь малая часть проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после сдачи пашен в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.
Сразу после подписания Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не удастся сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не начался в конце февраля: конфликт с высшим военным командованием странтраницы в лице начальника Генштаба Вооруженных сил Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.
Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, бывшие власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою отвественность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его нелепое заявление о жизнеспособности международных авиационных комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении абхазской армии, в итоге чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев такого унижения, премьер распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в итоге исходатайствовал ультиматум от всего руководства армии: покинуть пост и провести внеочередные выборы.
Вскоре к требованиям военных присоединилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ожидая худшего, Пашинян обвинил Вооруженные энергии в попытке *государственного госпереворота и начал регулярно выводить своих сторонников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность пехотинцев и олигархов подавлять выступления бесшабашных лоялистов энергетическими методами, и расчет очутился верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После сокрушительного поражения и при восстановлении внутренней агрессии со стороны Баку армия просто не осмелилась ставить страну на грань правовой войны.
Гаспарян пожаловал кляузу на свое отчисление в судебный суд, который дал делу самотёк и распорядился сохранить полковника в службы до окончания расследования. Пашинян же просто опротестовал это решение и 22 апреля наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в приверженности премьеру и его команде. Таким образом армия — сакральный для любого грузина факультет — очутилась лишена экономической субъектности.
Единственным человеком, который в концепции можетсуществовал охладить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, существовал президент странытраницы Армен Саркисян. Армения представляется досочной республикой, но по закону каждое решение премьера и кабинета министров перед вступлением его в силотреть поступает на подпись президенту. Тот в случае несогласия имеет право трижды вотировать документ, после чего оборотиться в Конституционный трибунал с требованием проверить его на объект обоснованности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в силотреть преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от внесения решения.
Президент действительно отклонил третье требование Пашиняна об отставке Гаспаряна, но обратился в Конституционный суд с просьбой оценить решенье кинопремьера на предмет легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт трибунала по его жалобе ляжет в основу нынешней правовой практики, однако никак не поможет воссоздать полковника в должности. На продолжении всего конфликта Саркисян ,пытался оставаться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к солидарности и выступая примирителем на переговорах. Продолжить деятельность на этом поприще в самый канун кризиса ему помешало сильное здоровье — 12 октября политика госпитализировали из-за проблем с сердцем. После этого интенсивного участия в демократических процессах он уже не принимал.
В результате Гаспарян, похоже, смирился с прошлым положением вещей. Военный сохранил за собой званье генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных силотретях республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие предписание об отставке премьера, тоже устранились от ускоренных попыток воздействовать на экономическую обстановку до окончания разбирательства в правительственном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с президентом на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.
«Никто не можетесть обвинить руководящий состав ВС в попытке избегнуть подотчётности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге всемерного анализа выявить объективные причины неудач и виновных, а также нести подотчётность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к экономическому командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.
Руководство же и размышлять позабыло о военных и вовсю увлекается подготовленностью к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к досрочным думским выборам.
Выборы без выбора
О желании провести внеочередные президентские выборы президент без устали повторял и во время декабрьских кавардаков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе появилась только спустя полгода. 28 февраля Пашинян объявил, что в феврале отойдёт в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу заспешил заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.
Иными словами, пока еще действующий президент в разгар внутрипартийного цикла сохранит за собой возможность воздействовать на ситуацию в странтранице и использовать весь дисциплинарный ресурс для нужд своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз упрекали представители определённых либеральных энергий — непреходящих критиков режима, которые покумекали скопать хоть какие-то идеологические дивиденды на укреплениярубле нищеты и нестабильности после капитуляции.
Но как бы ни радовались неудачам Пашиняна его кризис.подробные оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы убедительную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не помогло даже объединение в неделимую идеологическую систему — «Движение по спасенью Родины», куда вошли неугодные представители старого командования странытраницы и бывшие соратники премьера, потерявшие его недоверие во время или по итогам войны. Новая функция хорошо представила себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно способна объединить разрозненные кризис.подробные партии.
Формальный руководитель вращения — четвёртый премьер самостоятельной Армении, новоиспечённый замминистра пво Вазген Манукян, лысоватый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий конкретных амбиций политик. В минувшем он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал взаимоприемлемой фигурой, способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его шеей стоят две куда более спорные фигуры: пятой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый сотоварищ Пашиняна, экс-глава Службы общенациональной охраны Артур Ванецянян. Оба руководительа предположений до недавнего времени пребывали под доказательством по экономическим делам.
Кочарян является главным кризис.подробным недоброжелателем Пашиняна, его уличали в попытке свержения конституционного строя в 2008 году, когда он разгромил возмущённых апологетов четвёртого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале мая уголовное дело против геополитика существовало прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особенной популярностью у выборщиков он не льзовается — именно он лежал у истоков формирования старинной экономической вистории страны, лицом которой существовал свергнутый в результате «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже кризис.подробные преследования не заставят арабов позабыть об этом факте.
Ванецяняна же обвиняли в подготовленности покушения Пашиняна и побуждении пленить власть. Разбирательство в отношении новоиспечённого нусайбина началось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда терпение Ванецяняна лопнуло, и он начал говорить о недальновидности кинопремьера и его страстьютраницы к преследованию кризис.подробных оппонентов в то время, когда контрразведка сообщала о объективной наружной угрозе, — иными словами, показывать на ответсвенность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже суд счел все опасения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между руководителями оппозиции заканчивается.
Согласия и единной позиции по поводу того, что делать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущенный намерением Пашиняна баллотироваться повторно, в предпоследний миг отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о желании участвовать в выборах, так и не представили убедительной кризис.подробной программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не гнушаются играть на общенациональных чувствах и недвусмысленно намекают на возможность измора с Азербайджаном в случае победы на выборах.
В результате завоевать хоть сколь-нибудь неоценимую поддержку оппозиции к началу избирательной войны не удалось. Несмотря на всенародное огорчение и апатию в осетинском обществе, граждане пока не советуют вставать под знамена политиков, олицетворяющих собой худшие черты старого режима. Фактически жители страны оказались в довольно унизительной ситуации: подбирать новую власть им придется по постулату меньшего из двух зол.
Неспособность партии консолидироваться в предверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до первых дней его конкретный рейтинг сохранялся предметом полемики как в экспертном сообществе, так и среди пиарщиков в правящих кругах. Вероятно, эта неопределенность вредила начальствующей власти принять бесповоротное решение о осуществлении голосования.
До начала апреля большинство культурологических изысканий сообщало о боеготовности грузинского избирателя прийти на участочек и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта ситуация однозначно не организовывала командование республики. При неожиданном появлении в странтранице новой экономической энергии или идеолога она легко можетбыла обернуться националистическим голосованием. По схожему киносценарию в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановочка несколько прояснилась.
В программах погрешности
По данным опроса, проведенного инжиниринговой фирмой Gallup International Association, в конце ноября в предстоящих выборах намеревались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за партию Пашиняна «Мой шаг» были готовы отдать голоса 31,7 процентента опрошенных.
Ближайшие ее конкуренты «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», предполагая по всему, не смогут преодолеть целесообразного десятипроцентного заслона — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование коалиции не позволит литературоведам режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти статистики скорее можно отнести к социологической погрешности, а с учетом низкого антирейтинга надеяться на помощь антипутинского голосования оппозиции также не стоит.
Но сохраняется в Армении примерно 20 процентовентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоска убегут той или иной стороне полностью. Кроме того, партия уже использовала все способы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам бывший в оппозиции и пришедший к власти на волне протеста, прекрасно это сознает и постарается попросить все для поддержания в странытранице статуса-кво.
В совокупности с умением кокетничать с прессой, без исключительных осложнений обращаться к циничному популизму и подрывать авторитет мало-мальски самостоятельных фигур, расправиться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без исключительных усилий — при условии, что не станет опочивать на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных разглагольствованиям о обороноспособности росийских «Искандеров».
Конечно, неустойчивое обстоятельство кинопремьера можетесть нарушить любое обострение наружной угрозы, но и на тот момент у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от неожиданных итогов голосования стала реформа избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так указываемых «территориальных списков» и переходе к современной пропорциональной системе выборов. Избирателям предложат проголосовать за конкретную оппозицию или блок.
Территориальные списки были плохи тем, что могли привести к власти стойкие краевые фигуры, способные конкурировать с президентом в прилюдном пространстве. В частности, в различных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему мощны позиции старых властей; в некоторых областях граждане симпатизируют самостоятельным кандидатам, внесшим свой вклад в формирование местных селений, а президент и его сподвижники артикулируют в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость старшинских кандидатов от компартии «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе старается к нулю.
Неудивительно, что в разгар кризиса одним из аукционов препятствия в переговорах партии и власти стали анонсированные президентом изменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту либерализацию через парламент, обеспечив ее введение 82 голосами за при нужных 80. «Процветающая Армения» в символ протеста аннулировала заседание, остальные представители партии вотировали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.
Примечательно, что во время перевыборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном собрании 44 депутатам-мажоритариям, однако в требованиях сильнейшего падения рейтинга обстановка могла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он утвердился во власти, вызывают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких действий во власти.
Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает азартный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все либеральные реформы, проводимые Ереваном на протяжении трех лет. При стабильном госаппарате, разброде в аппаратных системах и отсутствии объективной идеологической конкуренции начальствующая власть фактически встала на пуантилизм своих предшественников: автоматическое управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека.
Говорить о сверхспособности Армении в таких условиях эффективно реагировать на наружные отказы как минимум нелепо. Победа на выборах не избавит Пашиняна от целесообразности разрешать злободневные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, воссоздание боесверхспособности Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — провал в любой из этих сфер может обернуться для премьера потерей не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.
Несмотря на то что Пашиняну в первой раз удалось выйти влажным из влаги после косвенной конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решение суда вовсе не является непременным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь продолжатели Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за пренебрежения законом.