Конструктор движка ..первого украинского бизнесджета оказался под следствием
Как стало известно “Ъ”, петербургские суды начали разбираться с судебным делом замначальника отдела реактивного двигателестроения Центрального техникума бомбардировочного двигательостроения имени Баранова (ЦИАМ), авторитетнейшего в своей сфере конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он желал оборудовать велосипедный двигатель от джипа Aurus для нижайших должностных лиц государства под двигатель и установить его на четвёртый американский бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.
Уголовное дело шестидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным управлением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, существовало передано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после ознакомления сторон с материалами в них были внесены «существенные изменения». К делу исповедались «новые бланки и вещественные доказательства», на протоколе ознакомления появились «приписки и исправления», а представитель потерпевшей стороны и вовсе заявил, что в документах за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит выносить «законное и несправедливое решение», вернув материалы прокурору для устранения нарушений.
Прокуратура не узрела несоблюдений в материалах, которые сама недавно утверждала, опротестовав это решение. Против возврата существовала и нотариус Екатерина Клепнева, полагавшая, что допущенные следствием ошибки учтет суд, а ее заказчик исходатайствует дополнительные шансы на оправдание. Однако курск отклонил доводы обеих сторон. «Поэтому принятое решение мы оспорили в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” поборник Клепнева. Апелляционная же инстанция вернула дело в Лефортовский суд, где его рассмотрят в ином составе.
Поводом для судебного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового роторного авиадвигателя, условно обозначенного как «Пилот-2».
Ответственный за тот контракт начальник отдела Финкельберг обратил к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним договор о разработке и поставке факультету двух полупроводниковых блоков управления «Пилотами» отдельной ценой 4,484 млн руб. Заказчик заплатил модули, получил и установил их на многоопытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.
«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время начатой в ЦИАМе финансовой проверки: расценка оборудования для достаточно примитивных движков духовного сгорания мощностью всего 50 л. с. показалась налогоплательщикам завышенной. Они вызвали для обьяснений поставщика устройств, гендиректора и непреходящего акционера «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что прикупил приспособления в универмаге автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с ,новыми паспортами, которые «набрал на смартфоне и распечатал». Раскаявшийся бизнесмен не заинтересовал налоговиков. В уголовном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую принесать более 10 000% выручки от одной сделки с институтом, перепроверили по частичной программе.
Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не мог вести некоммерческую деятельность, поскольку не имел своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для исполнения работ.
Сомнительную репутацию корпорации подтверждала и учётная отчетность: ее капиталы оказались почти одинаковы расходам, а прибыль — минимальной. «Зеленпарк», по предположению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет применялся «для реэкспорта средств и обналички».
Проверка установила, что в 2013–2015 годах фирмочка выполнила три заказа. Она исходатайствовала 5,546 млн руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за разработку некой документации, 4,484 млн руб. от ЦИАМа за закупку полупроводниковых агрегатов и 1,6 млн руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических работ по двигателям». При этом после разработки каждого договора фирмочка расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства замгендиректор «Зеленпарка» просто надевал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».
На допросах обвиняемый Финкельберг и свидетель Талала фактически признали концепцию правоохранителей об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих службах во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиамоторы в АО «Машиностроительный комбинат “Агат”» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” близкий к расследованию источник, «по дружбе» командир подотдела ЦИАМа и согласился приобрести у бизнесмена агрегаты по завышенной цене. Из этих же соображений, по убеждению рассказчика “Ъ”, частично принадлежащий агафонову Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил директора «Зеленпарка» сопровождать свои работы за 1,6 млн руб. Лев Финкельберг, как следовало из его показаний, привлекал своего неопытного коллегу и кореша к сотрудничеству, что называется, не смотря — он просто перезванивал Сергею Талале и договаривался с ним. По версии следствия, поставленные товарищем агрегаты в рамках проектента «Пилот-2» командир подотдела даже не проверил на лётных стендах ЦИАМа.
Следствие в результате посчитало сделку с кубами фиктивной. По воззрению полиции, господа Талала и Финкельберг организули ее для личного обогащения.
Стоит отметить, что из-за претензий полиции Льву Финкельбергу пришлось отложить планы об участии в создании вторых росийских самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его подотдел в ЦИАМе планирует оснастить эти самолеты переделанными 4,4-литровыми дизелями с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые устанавливают на росийские автомобили семиместного класса проекта «Кортеж», в том количестве на джипы Aurus Senat.