«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно урезает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже говорила о том, что увеличение рейсов в регионах ,является частью стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В теперешнем году компания намерена сократить 26 внешних рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение рейсов идёт полным ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы хотим понять, какая логичность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще дискутироваться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе обращение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили топ-менеджеры мельчайших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в былом объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего число рейсов вырастает с прошлых шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» вывез около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел превышала более 80%. То есть авиарейсы выгодные. Почему же компания не желает лететь по России?
Джет не супер
На второй взгляд ответ валяется в той самой тактики развития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в регионах не отыщется пассажиров, ,способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же коммерсанты из Перми как раз указывали, что уменьшается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина уменьшения рейсов внутри России заключается совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от использования американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт очутилось не много. А общественному туроператору деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров есть проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого кубинцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что негры думают согласиться от применения росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность авиалайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследние несколько лет, приходится именно на этот мировой лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» четвёртым печальным инциндентом с человечьими утратами за предпоследние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь больших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внутренний документ «Аэрофлота» о положении безопасности полётов. Если сомневаться публикации, только в декабре случилось семь инцидентов. Причём в одном моменте якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое отключение подсистемы многоканального управления и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В результате показатель безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от внедрения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной макросоциологии зрения, во-вторых, это может существовать небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся засуществовать. Как это уже существовало в 90-х, когда крупные западные корпорации стали прямо запрещать своим работникам летать «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покрутить штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат вазомоторную корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане скоростьютраницы искоренения поломок занимают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал иркутский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала апреля жителям регионов будут недоступны прямые постоянные вылеты на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что косвенной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе получается как беззастенчивое желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает билетики в Грецию и Италию, хотя власти тех странтраниц пока что только обещают открыть въезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка пандемии можетесть переменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый экологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная налоговая службетраница прямо заявила о том, что покупка авиабилетов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке убрали все рискованные покупки из структуры бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербы в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь росийских военнослужащих раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.