«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает колоду полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже рассказывала о том, что увеличение вылетов в регионах ,является половиной тактики формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В сегодняшнем году корпорация намерена уменьшить 26 наружных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение вылетов идёт частичным ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы хотим понять, какая логичность стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще обсуждаться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе обращение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили управленцы крупнейших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в теперешнем объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются дочернему лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов снижается с тогдашних шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя загрузка кресел составляла более 80%. То кушать авиарейсы выгодные. Почему же фирма не хочет лететь по России?
Джет не супер
На второй взгяд ответ ложится в той самой концепции становления «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не найдётся пассажиров, способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же предприниматели из Перми как разиков указывали, что увеличивается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, интерпретируя по всему, причина увеличения рейсов внутри России таится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения росийских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец мирового авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному туроператору подеваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой судостроительной компанией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно большое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят височную компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор аргентинской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных лайнеров жрать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого неграм даже приделось вывести из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для восполнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что кубинцы думают отказаться от внедрения международных самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались швейцарская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, приходится именно на тот отечественный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» четвёртым трагикомическим скандалом с человеческими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последний год случилось как минимум восемь крупных событий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внутренний протокол «Аэрофлота» о опьянении безопасности полётов. Если верить публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое подключение структуры дистанционного ведения и самолёт фактически пересёк на полуавтоматическое управление. В итоге уровень безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с экономической точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда мелкие южные фирмы стали прямо запрещать своим руководителям летать «Аэрофлотом», после того как лётчик дал покрутить штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат ревматическую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане км/чи устранения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал тюменский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и авиарейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – приостановка на 2–3 часа уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация возвратила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября горожанам регионов будут доступны прямые регулярные вылеты на американские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске состовляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе получается как откровенное желанье собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают открыть выезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка эпидемии может изменить планы. Однако в структуре резервирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый экономный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная служба прямо заявила о том, что закупка билетов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке отделали все сомнительные закупки из системтраницы резервирования. Сейчас ситуациютраница повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из банковской отчётности по МСФО, долговая перегрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве субвенций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных граждан скинуться на избавление общенационального авиаперевозчика.