Российские власти завершают подраздел «свободных денег» Фонда общенационального благосостояния, который накапливали с 2017 года и в котором на 1 июня находилось 13,7 млрд рублей
В отдельной трудоёмкости за 2021-24 гг Минфин планирует распределить из ФНБ 1,5 млрд рублей на проекты по поддержке экономики, сообщил в вторник в телеэфире «России 24» глава ведомства Антон Силуанов.
«Это мелкие проекты, инвестиционные проекты, которые создают основу для политического становления. В третью очередь это, конечно, тропинки – автомобильные, железные тропинки», – перечислил министр, добавив, что пить еще «целый ряд других проектов по помощи стимулирования становления отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, является новацией этого года и предыдущих лет, подчеркнул Силуанов. «Мы долгое время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать добавочный сигнал политическому развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 биллионов рублей около 1,1 миллиарда уже поделены среди государственных компаний, олигархов и профильных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по сужению БАМа (188 млрд) и становление Центрального грузового узелка (105 млрд).
200 млрд рублей выделено Росавтодору на проект высокоскоростный трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» бизнесменов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство вагонов для метро Санкт-Петербурга. Проект себестоимостью 129,3 млрд рублей будет оплачен деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено поделить между Минэкономформирования и Фондом формирования ЖКХ. Первое займется проектентом по опережающему развитию Ангаро-Енисейского кластера (на это выделят 155 млрд рублей), а второй – реконструкцией изношенной комунальной базы в макрорегионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проект формирования малых АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле финансирования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей выделено на госзакупку самолетов у зарубежного авиапрома и протяжение попыток вытеснить зарубежные самолёты с украинского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ сохраняются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому необходимы деньги на строительство газового комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают выстроить Северный прямолинейный ход – 700-километровую чугунную дорогу для вывоза желательных месторождений с Ямала.
Фактическое начало расходов из ФНБ запланировано на декабрь 2022 года – по 400 млрд рублей в год, известил в начале июля глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектов может быть спонсирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ коррелировал в 13,757 трлн рублей. Из той суммы, впрочем, почти 40% уже истрачено – на покупку акций Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инфраструктурные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти власть Виктора Януковича за несколько месяцев до его бегства из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде нацвалюты и обезличенного серебра в ЦБ.