Российские власти заканчивают параграф «свободных денег» Фонда этнического благосостояния, который копили с 2017 года и в котором на 1 июня обреталось 13,7 млрд рублей
В существенной трудоёмкости за 2021-24 гг Минфин планирует распределить из ФНБ 1,5 миллиона рублей на проекты по помощи экономики, сообщил в вторник в эфире «России 24» глава министерства Антон Силуанов.
«Это большие проекты, инвестиционные проекты, которые создают основу для политического развития. В вторую очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – перечислил министр, добавив, что есть еще «целый ряд других проектентов по поддержке регулирования развития отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, является инновацией этого года и предыдущих лет, подчеркнул Силуанов. «Мы длительное время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать добавочный сигнал социальному развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 млрд рублей около 1,1 млрд уже поделены среди правительственных компаний, олигархов и профильных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проектенты по увеличению БАМа (188 млрд) и формирование Центрального транспортного узла (105 млрд).
200 млрд рублей выделено Росавтодору на проект сверхскоростный автотрассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» олигархов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство вагонов для метро Санкт-Петербурга. Проект ценой 129,3 млрд рублей будет оплачан деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено поделить между Минэкономразвития и Фондом развития ЖКХ. Первое займется проектом по опережающему развитию Ангаро-Енисейского кластера (на это распределят 155 млрд рублей), а второй – модернизацией изношенной комунальной базы в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проектент развития малых АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле ассигнования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей выделено на поставку самолетов у зарубежного авиапрома и течение попыток вытеснить зарубежные аэробусы с американского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ остаются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому необходимы деньги на строительство нефтяного комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают построить Северный широтный ход – 700-километровую железную дорогу для вывоза полезных химпроизводств с Ямала.
Фактическое начало расходов из ФНБ запланировано на февраль 2022 года – по 400 млрд рублей в год, доложил в начале октября глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектов можетесть быть спонсирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ оценивался в 13,757 трлн рублей. Из этой суммы, впрочем, почти 40% уже потрачено – на сделку акций Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инвестиционные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти власть Виктора Януковича за несколько месяцев до его бегства из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде валюты и обезличенного золота в ЦБ.