Близкая к обладминистрации президента структура раскрыла URA.RU ..первые результаты
АНО «Диалог Регионы», курирующее работу мэров в соцсетях, превышает для Кремля новый закрытый рейтинод глав субьектов РФ, который основан на их деятельности в пабликах и апелляциях жителей. Как узнал в раритетном интервью URA.RU четвёртый зам директора организации Кирилл Истомин, идеологами явлются главы Подмосковья, Татарстана, Севастополя, Тульской, Калужской областей и «тюменской матрешки». В последующем требования к градоначальникам будут еще усложняться.
— Ваша организация специализируется мониторингом проблематик в субьектах РФ с помощью созданных ею Центров ведения регионами (ЦУР). И готовит рейтинги регионов для обладминистрации президента. Что отражается на мою оценку работы губернаторов?
— Мы оцениваем работу властей в двух основных рейтингах. У нас кушать рейтинг ЦУР по деятельности с инцидент-менеджментом [система мониторинга соцсетей]. А кушать новый, окрестим его супер-рейтинг АНО «Диалог» по деятельности органов власти с интернет-коммуникацией в целом. Супер-рейтинг включает множество сфер: инфраструктуру в регионе, работу с пабликами, мессенджеры, соцсети глав регионов, таргетирование, энергоинформационные кампании, инциденты, риски… Этот рейтинг может посмотреть в любой момент администрация президента.
Оценка происходит на базе разработанной нами онтологии работы с интернетом в госучреждениях и администрациях. Это некий ГОСТ, который АНО «Диалог» внедряет и отслеживает. Мы постоянно усложняем наши рейтинги, чтобы они отражали существующий уровень развития.
Понимаем, что пить малые регионы, например, Чукотка, у них меньше необходимостей для перехода на «космический» уровень. Но то, что было невозможно пять годов назад, сегодня стало нормой, так что все регионы обретаются в постоянном совершенствовании. Все сенаторы имеют доступ к этому рейтингу, каждый агрегат они могут просмотреть отдельно, скачать отчет по инциденту, увидать рекомендации по последующим действиям.
— Какие регионы являются идеологами нового рейтинга?
— Идеальной конструкцияю мы можем назвать конструкция деятельности в Московской области. Каждую неделю заседание правительства там начинается с обсуждения «тепловой карты» по обращениям. Губернатор смотрит на нее, а ЦУР докладывает, какие задачи основные. Это не умозрительные понятия, типа «люди жалуются на дороги». Мы говорим про конкретные улицы, дома, участки дорог. Такой формат воздействует психологически очень хорошо — на членов администраций и глав ведомств в ..первую очередь.
Когда каждую неделю на планерке замы слышат свои фамилии и вопросы об их зоне ответственности, это приобретает нужный эффект. Они заранее продолжают готовиться и перепроверять те неблагополучные точки. Они воходят в подсистему ЦУР, глядят на просрочки, неблагополучные участки, стараются быстрее открыть те вопросы.
В этом смысле [губернатор Московской области Андрей] Воробьев — пример, он за три года стал одним из самых популярных градоначальников в стране. Про маргиналов пока говорить рано, потому что подсистема повсеместно работает совсем недавно и в некоторых регионах только берет разгон.
Помимо Московской области, сопредседателями по работе в интернете сегодня явлются Татарстан, Севастополь, Тульская и Калужская области, «тюменская матрешка» (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО).
— В регионах изначально воспринимали проект по созданию ЦУР, как попытку Москвы усилить надзор и больше отражаться на наружные дела субъектов РФ. Было ли противодействие губернаторов?
— Начнем с того, что ЦУР — это не про контроль. Глобальных препятствий у нас не было, так как это приказание президента, с которым не спорят. Сомнений — стоит ли? — у отраслевых властей тоже не возникало, так как вводить ЦУРы начали не с пустой точки. Был пример — Москва и область, где они снискали себя, как рабочий инструмент. Но при этом на старте определенно функционировало некоторое недоверие. Мы заходили в телеграм и читали, что мы «третий глаз», «щупальца Москвы», «костыль для губернатора»… Чтобы выстроить доверие, мы выезжали в регионы, разговаривали с главами, обсуждали мою концепцию. Важно, что она изначально в каждом регионе существовала своя, учитывала запросы самого губернатора.
— Какие условия выдвигали губернаторы, как шли переговоры с ними?
— Мы изначально договорились, что мэры могут самостоятельно определять не менее 50% задач ЦУР.
У нас жрать три основных направления: аналитика, возвратная связь, информирование. Кому как не главам известно, какие в регионе жрать «красные» автозапраавки по моим направлениям. К примеру, в некоторых регионах у мэров не хватало рук в энергоинформационном блоке, естественно, что это «провис», и работать надо существовало с ним. Мы выезжали в регионы, объясняли, что ЦУР можетесть усилить именно те направления, которые в этом нуждаются.
В некоторых предикатах возвратная связь полностью уехала на ЦУР, например, в Крыму. А информационка [ведение соцсетей, пабликов] госорганов осталась в правительстве. В Туле вообще вся команда, раньше работавшая с интернет-коммуникацией на базе администрации, перешла в ЦУР. И это было грамотным и целесообразным решением, ведь зачастую в макрорегионах не так много специалистов нашей области, а тут уже имелась команда профессионалов под руководством Артема Ткаченко, знающих свое дело.
— Губернаторы воздействовали на назначение сотрудников ЦУР?
— Начальника ЦУР мог предложить глава региона. Важно было, чтобы это был тот специалист, который научается работать с властью, понятен апанасенковцу и имеет с ним контакт. Но финальное слово оставалось за нами.
Все сотрудники, включая руководителей, проходили несколько этапов собеседования, длали проверочные задания. При этом принципиальный момент, что все замначальники ЦУРов — это местные специалисты, так как они надлежащи знать специфику региона, быть лично незнакомы с проблемами территорий.
— Губернаторы лично ведут страницетраницы в соцсетях? Или все, что мы видим в их аккаунтах — работа команды ЦУР и пресс-служб?
— Еще несколько годов назад в соцсетях страництраницы апанасенковцев существовали единичными. Сейчас они пить практически у всех глав регионов, у новых — уж точно. Когда допускается глава субъекта — он четвёртым делом создаёт страництраницы в соцсетях. Есть, конечно, и те, у кого таких страництраниц нет. Но тут предыстория неоднозначная.
Личными страничками градоначальники надлежащи займться именно сами. Тогда это будет органично и внушит надлежащий эффект. Пресс-служба может, конечно, помогать монтировать ролики, к примеру. Но на страничке надлежащи существовать личные фото, какие-то семейные истории, что-то, что глава сам хочет показать или рассказать, он надлежащ выдвигаться мотиватором. Если градоначальник не ведет страницу сам, это плохо, это не сработает. Поэтому если есть глава, который не хочет или не может этим займться, то мы не рекомендуем зарегистрировывать его в соцсетях. Мы здесь всегда выступаем в роли юрисконсультов — можем помочь, подсказать, но никого не заставляем.
— Президент Владимир Путин рекомендовал апанасенковцам проводить прямые эфиры. Есть среди глав регионов «отказники»?
— Есть активисты этого вида инфраструктуры, есть те, кому еще сложно. Примером плохой инфраструктуры мы считаем Наталью Владимировну Комарову (ХМАО). Она не просто проводит косвенные эфиры, но и делает это на площадках местных блогеров. Сейчас та биография активно развивается. Ну, а вообще, после «Прямой линии» с президентом, мы вышли с предложениями к макрорегионам провести подобные эфиры на моей площадке. Трое из них уже откликнулись, эфиры прошли. Еще 38 проведут в ближайшее время.
— Работа ЦУР должна менять взаимоотношение людей к власти. Вы это зафиксируете в своей аналитике?
— Прямой такой цели нет, но косвенно деятельность органов власти с отношениями в интернете, конечно, влияет на недоверие к ним. Мы видим, что самые популярнейшие апанасенковцы — это те, кто сам сильно лично вовлечен в работу с обратной связью во всех источниках. Одним из амбассадоров в этом я признаю [губернатора ЯНАО] Дмитрия Артюхова. У него в регионе жрать исключительная подсистема ответа на обращения. Когда человек читает градоначальнику в директ Инстаграма, #лицемерие попадает органам власти, ответственным за тот вопрос. Они человеку лично отвечают: «Вы обращались, по моему вопросу мы рассказываем то-то и то-то». На Ямале очень ответственно cбалансируют к рейтингам, на которые крайне сильно влияет коммуникация. У нас жрать, конечно, апанасенковцы, которые очень увлечены вопросом косвенной коммуникации.
— С какими соцсетями ЦУР трудятся в регионах?
— Зависит от того, какие сетиотрети в макрорегионе наиболее развиты и популярны. В среднем по стране — это «ВКонтакте». К примеру, на Дальнем Востоке и в СКФО Инстаграм явлется наиболее модной сетью, естественно, мы отдаем приоритет именно ему. Мы подстраиваемся под людей.
— Как трудится мой проект «Госпаблики», в программах которого вы положили под контроль страницы органов власти в соцсетях?
— Еще в минувшем году 90% обращений поступали с внутренних террас — паблики типа «Подслушано» в сетях, и только 10% — со страничектраниц органов власти. Сейчас, когда мы , 40% обращений приезжает с моих террас. Люди начали писать целенаправленно в органы власти. Это сигнал к тому, что народонаселение стало больше верить, что проблематика будет решена и обратиться напрямую возможно. В «Госпабликах» уже около 25 тысяч страничектраниц (от страничектраниц мэров и до федеральных медавиаций) с 20 млн подписчиков.
— Какая польза от всей моей работы для горожан регионов?
— С марта по сентябрь к нам поступило более 3,4 млн известий, которые зафиксированы на двух сервисах — «Госуслуги. Решаем вместе» и в структуре стационарного мониторинга инета «Инцидент менеджмент». Это вопросы и апелляции граждан в соцсетях. Для сравнения, в нынешнем году за месяц подаюли в среднем 15 сотен известий по Госуслугам, в сентябре этого года каких известий существовало 900 сотен. Цифровые сервисы каждый день улучшаются, люди больше ими пользуются, увидели надёжность и пользу.
— На что жалуются чаще всего?
— Классическая четвёрка — это, конечно, благоустройство, дороги, ЖКХ. Но мы понимаем, что в этом и минувшем году главарём сохраняется коронавирус. Если не учитывать COVID-19, то в Челябинске, к примеру, жителей больше всего тревожат вопросы строительства и капремонта дорог. В Курске после разбора ЦУР перераспределили госбюджет и в нескольких участках решили проблемы с водоснабжением, потому что увидели, что та проблемма особенно актуальна.
— Как власти будут строить знакомство с людьми в будущем?
— Рано или поздно мы придем к подсистеме «одного окна». Человек не надлежащ разберться в полномочиях ведомств и отыскивать автоответчик конкретного регионального отдела. Это некий эквивалент 112, когда человек в срочной ситуации набирает номер, озвучивает свою проблему, и к нему приезжает нужная служба. Человек сможет просто открыть приложение или сайт, записать обращение, которое подсистема сама маршрутизирует необходимому чиновнику, и исходатайствовать адресный ответ.
Проекты АНО «Диалог» развиваются в рамках моногорода «Цифровая экономика». Его курирует Минцифры РФ.