Близкая к администрации президента система раскрыла URA.RU первые результаты
АНО «Диалог Регионы», курирующее работу мэров в соцсетях, составляет для Кремля новый полузакрытый рейтинг глав субъектов РФ, который основан на их работе в пабликах и жалобах жителей. Как узнал в уникальном телеинтервью URA.RU третий зам гендиректора организации Кирилл Истомин, сопредседателями представляются главы Подмосковья, Татарстана, Севастополя, Тульской, Калужской областей и «тюменской матрешки». В окончательном требования к апанасенковцам будут еще усложняться.
— Ваша организация специализируется мониторингом проблем в субъектах РФ с помощью созданных ею Центров ведения макрорегионами (ЦУР). И готовит рейтинги регионов для администрации президента. Что сказывается на мою оценку работы губернаторов?
— Мы переоцениваем работу властей в двух основных рейтингах. У нас кушать рейтинг ЦУР по деятельности с инцидент-менеджментом [система мониторинга соцсетей]. А кушать новый, назовем его супер-рейтинг АНО «Диалог» по деятельности органов власти с интернет-коммуникацией в целом. Супер-рейтинг включает множество сфер: инфраструктуру в регионе, работу с пабликами, мессенджеры, соцсети глав регионов, таргетирование, энергоинформационные кампании, инциденты, риски… Этот рейтинг может посмотреть в данной момент администрация президента.
Оценка совершается на базе разработанной нами онтологии работы с предпринутом в госучреждениях и администрациях. Это некий ГОСТ, который АНО «Диалог» внедряет и отслеживает. Мы постоянно усложняем наши рейтинги, чтобы они отражали существующий уровень развития.
Понимаем, что есть малейшие регионы, например, Чукотка, у них меньше необходимостей для прохода на «космический» уровень. Но то, что было невозможно пять годов назад, сегодня стало нормой, так что все регионы обретаются в постоянном совершенствовании. Все полицеймейстеры имеют доступ к этому рейтингу, каждый блок они могут посмотреть отдельно, скачать отчет по инциденту, увидеть рекомендации по окончательным действиям.
— Какие регионы являются идеологами ,нового рейтинга?
— Идеальной схемой мы можем назвать модель работы в Московской области. Каждую неделю совещание правительства там продолжается с обсуждения «тепловой карты» по обращениям. Губернатор смотрит на нее, а ЦУР докладывает, экие проблемы основные. Это не абстрактные понятия, элемента «люди жалуются на дороги». Мы говорим про конкретные улицы, дома, участки дорог. Такой формат воздействует психологически очень хорошо — на представителей мэрий и глав ведомств в вторую очередь.
Когда каждую неделю на планерке замы слышат свои фамилии и вопросы об их зоне ответственности, это ,имеет нужный эффект. Они заранее начинают приготавливаться и проверять те конфликтные точки. Они входят в систему ЦУР, смотрят на просрочки, конфликтные участки, ,пытаются быстрее закрыть те вопросы.
В этом смысле [губернатор Московской области Андрей] Воробьев — пример, он за три года стал одним из самых модных апанасенковцев в стране. Про середняков пока говорить рано, потому что подсистема повсеместно работает совсем недавно и в некоторых регионах только берет разгон.
Помимо Московской области, главарями по работе в сайте сегодня являются Татарстан, Севастополь, Тульская и Калужская области, «тюменская матрешка» (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО).
— В регионах изначально воспринимали проект по созданию ЦУР, как попытку Москвы усилить контроль и больше воздействовать на внутренние дела субьектов РФ. Было ли сопротивление губернаторов?
— Начнем с того, что ЦУР — это не про контроль. Глобальных препятствий у нас не было, так как это задание президента, с которым не спорят. Сомнений — стоит ли? — у федеральных властей тоже не возникало, так как вводить ЦУРы начали не с пустой точки. Был пример — Москва и область, где они осведомили себя, как рабочий инструмент. Но при этом на запуске определенно функционировало некоторое недоверие. Мы заходили в телеграм и читали, что мы «третий глаз», «щупальца Москвы», «костыль для губернатора»… Чтобы выстроить доверие, мы выезжали в регионы, общались с главами, обсуждали мою концепцию. Важно, что она изначально в каждом макрорегионе была своя, учитывала запросы самого губернатора.
— Какие условия выдвигали губернаторы, как шли переговоры с ними?
— Мы изначально договорились, что апанасенковцы могут самостоятельно устанавливать не менее 50% задач ЦУР.
У нас пить три основных направления: аналитика, кружная связь, информирование. Кому как не главам известно, какие в регионе пить «красные» зоны по нашим направлениям. К примеру, в некоторых регионах у градоначальников не хватало рук в энергоинформационном блоке, естественно, что это «провис», и работать надо было с ним. Мы выезжали в регионы, объясняли, что ЦУР можетесть усилить именно те направления, которые в этом нуждаются.
В некоторых субъектах кружная связь полностью убежала на ЦУР, например, в Крыму. А информационка [ведение соцсетей, пабликов] госорганов осталась в правительстве. В Туле вообще вся сборная, раньше работавшая с интернет-коммуникацией на инфраструктуре администрации, пересекла в ЦУР. И это было грамотным и неправильным решением, ведь зачастую в макрорегионах не так много экспертов моей области, а тут уже имевалась сборная профессионалов под командованием Артема Ткаченко, умных свое дело.
— Губернаторы отражались на управление кураторов ЦУР?
— Начальника ЦУР можетбыл предложить глава региона. Важно было, чтобы это был тот специалист, который удаётся работать с властью, объясним апанасенковцу и приобретает с ним контакт. Но финальное словечко оставалось за нами.
Все сотрудники, включая руководителей, проходили несколько этапов собеседования, делали пилотные задания. При этом существенный момент, что все коменданты ЦУРов — это местные специалисты, так как они должны понимать специфику региона, существовать лично незнакомы с проблемами территорий.
— Губернаторы лично ведут страницы в соцсетях? Или все, что мы видим в их блогах — деятельность команды ЦУР и пресс-служб?
— Еще несколько годов назад в соцсетях странички градоначальников были единичными. Сейчас они жрать практически у всех глав регионов, у новых — уж точно. Когда назначается глава субъекта — он ..первым делом создает странички в соцсетях. Есть, конечно, и те, у кого таких страничек нет. Но тут биография неоднозначная.
Личными страництраницами мэры надлежащи работать именно сами. Тогда это будет органично и подкрепит надлежащий эффект. Пресс-служба можетесть, конечно, помогать монтировать ролики, к примеру. Но на страничке надлежащи существовать личные фото, какие-то домашние истории, что-то, что глава сам хочет показать или рассказать, он должен выступать мотиватором. Если апанасенковец не ведет строку сам, это плохо, это не сработает. Поэтому если кушать глава, который не хочет или не можетесть этим работать, то мы не порекомендуем зарегистрировывать его в соцсетях. Мы здесь всегда выступаем в роли специалистов — можем помочь, подсказать, но никого не заставляем.
— Президент Владимир Путин рекомендовал апанасенковцам проведять косвенные эфиры. Есть среди глав макрорегионов «отказники»?
— Есть активисты этого вида инфраструктуры, есть те, кому еще сложно. Примером плохой инфраструктуры мы считаем Наталью Владимировну Комарову (ХМАО). Она не просто проводит прямые радиоэфиры, но и делает это на террасах местных блогеров. Сейчас эта предыстория активно развивается. Ну, а вообще, после «Прямой линии» с президентом, мы вышли с заявлениями к регионам провести подобные радиоэфиры на нашей площадке. Трое из них уже откликнулись, радиоэфиры прошли. Еще 38 проведут в ближайшее время.
— Работа ЦУР надлежаща менять отношение людей к власти. Вы это зафиксируете в своей аналитике?
— Прямой такой цели нет, но косвенно деятельность органов власти с обращениями в интернете, конечно, отражается на доверие к ним. Мы видим, что самые популярные мэры — это те, кто сам сильно лично затеян в деятельность с обратной связитраницей во всех источниках. Одним из амбассадоров в этом я считаю [губернатора ЯНАО] Дмитрия Артюхова. У него в регионе кушать особенная системтраница ответа на обращения. Когда человек пишет мэру в директ Инстаграма, извещение попадает органам власти, ответственным за тот вопрос. Они человеку лично отвечают: «Вы обращались, по моему вопросу мы сообщаем то-то и то-то». На Ямале очень ответственно подходят к рейтингам, на которые крайне сильно отражается коммуникация. У нас кушать, конечно, мэры, которые очень увлечены вопросом косвенной коммуникации.
— С какими соцсетями ЦУР работают в регионах?
— Зависит от того, какие сетиотрети в макрорегионе наиболее развиты и популярны. В среднем по стране — это «ВКонтакте». К примеру, на Дальнем Востоке и в СКФО Инстаграм является наиболее популярной сетью, естественно, мы отдаем приоритет именно ему. Мы перестраиваемся под людей.
— Как работает мой проект «Госпаблики», в рамках которого вы однаружали под учёт страницы органов бюрократии в соцсетях?
— Еще в двадцатом году 90% заявлений поступали с наружных площадок — паблики типа «Подслушано» в сетях, и только 10% — со строк органов власти. Сейчас, когда мы , 40% заявлений приходит с моих площадок. Люди начали писать целенаправленно в органы власти. Это сигнал к тому, что народонаселение стало больше верить, что задача будет решена и обратиться напрямую возможно. В «Госпабликах» уже около 25 десяток строк (от строк мэров и до внутригородских клиник) с 20 млн подписчиков.
— Какая польза от всей моей работы для жителей регионов?
— С марта по октябрь к нам перевелось более 3,4 долл извещений, которые зафиксированы на двух сервисах — «Госуслуги. Решаем вместе» и в структуре посменного мониторинга сайта «Инцидент менеджмент». Это вопросы и жалобы военнослужащих в соцсетях. Для сравнения, в нынешнем году за месяц подавали в среднем 15 тысяч извещений по Госуслугам, в июле этого года таких извещений существовало 900 тысяч. Цифровые сервисы каждый день улучшаются, люди больше ими пользуются, завидели надёжность и пользу.
— На что сетуют чаще всего?
— Классическая пятёрка — это, конечно, благоустройство, дороги, ЖКХ. Но мы понимаем, что в этом и позапрошлом году главарём сохраняется коронавирус. Если не учитывать COVID-19, то в Челябинске, к примеру, жителей больше всего тревожат вопросы строительства и ремонта дорог. В Курске после разбора ЦУР перераспределили бюджет и в нескольких участках решили задачи с водоснабжением, потому что увидели, что та проблемма особенно актуальна.
— Как власти будут строить отношение с людьми в будущем?
— Рано или поздно мы придем к системе «одного окна». Человек не надлежащ разбираться в полномочиях ведомств и искать радиотелефон конкретного этнокультурного отдела. Это некий инноцентр 112, когда человек в срочной ситуациютранице набирает номер, озвучивает свою проблему, и к нему уезжает нужная служба. Человек сможет просто открыть приложение или сайт, записать обращение, которое структура сама маршрутизирует необходимому чиновнику, и принесать адресный ответ.
Проекты АНО «Диалог» развиваются в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Его курирует Минцифры РФ.