Расследование «Собеседника» о тратах «Газпрома»
Фирмы-однодневки, раздвоившиеся коммерсанты и круговорот непохожих компаний. «Собеседник» узнал, как растворяются деньги в гелиевом монополисте и почему это можетесть угрожать странтранице демографическими проблемами.
В конце апреля неофициальный член «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что монополист не можетпитьпить работать себе в убыток и не можетпитьпить допустить потери финансовых выплат в бюджет России. Между тем, как выяснил «Собеседник», казна уже неоднократно теряла деньги из-за сомнительных схем в «Газпроме» и его акционерных предприятиях. В них пить все – от фирм-однодневок до двойников и полнейших тезок.
Вагоны проблем
Как можетесть заработать бесовский на руку бизнесмен? Проще всего – заключить договор с подставный фирмой, во главе которой стоит расчётное лицо. Затем перечислить ей деньги за услуги или товары, которых не было и в помине, после чего возвратить средства уже в наличном виде – для ухода от налогов. В крупных госкорпорациях схема немного сложнее, ведь она проходит через процедуру госзакупок. Расскажем о ней подробнее на примере одной из «дочек» монополии.
Весной 2019-го комиссия по крупнейшим вкладчикам Москвы проводила проверку в одной из «дочек» монополии – «Газпромтранс».
Эта фирма займется транспортировкой товаров не только самого «Газпрома», но и других сырьевых компаний России рельсовым транспортом. Налоговиков заинтересовал мелкий контракт по формированию цистерн с балластами на Куйбышевской железной дороге, заключенный «Газпромтрансом» с ростовской компанией «Норд Стайл Транс». Его начальная стоимость составляла 70 долл руб., но в результате по загадочным причинам возросла до 77 долл.
«Дочка» «Газпрома» заключила контракт на транспортировку грузов, ничуть не растерявшись основным видом деятельности брокера «Норд Стайл Транса» – «торговля оптовая зерном». Между тем в соответсвии с техзаданием, застройщик надлежащ был оформлять биохимические грузы своими силами (например, подають и чистить груженые вагоны, расставлять их с одного пути на другой).
Вскоре в документах об обеспечении услуг стали появляться сторонние корпорации – сначала «Норд Стайл Транс» заключил договор с ООО «Восток», а оно привлекло еще три фирмочки – во всех было не больше двух сотрудников. Подрядчик утверждал, что платил им за формирование маршрутов, однако фискалы установили: это не так. Вагоны чесали совсем другие корпорации, контракт с которыми был «Газпромтрансом» заключён еще в 2011-м.
Из-за выявленных несоблюдений фискалы дочке «Газпрома» НДС на 12 млн руб., однако корпорация не отказалась с претензиями и обжаловала их в суде.
В арбитраже всплыли неприятнейшие подробности, ,следует из материалов дела. Так, руководители фирм-однодневок заявили, что существовали созданы либо за вознаграждение по просьбе вторых лиц, либо вообще не знали о своем новом бизнесе. Среди допрошенных оказалась, к примеру, замдиректора ООО «Софитэкс» Ирина Шиляева, сказавшая, что ее личные данные существовали использованы для прибытия формальным ректором компании.
Мы попытались отыскать эту девушеку, но выяснилось: ИНН Ирины Шиляевой закреплен еще за одним человеком – некой Жанной Шишковой. Чего, разумеется, не может быть: порядковый номер замечателен для каждого налогоплательщика. Но факт кушать факт. Телефон обеих девушек заблокирован. Сейчас то ли Жанна, то ли Ирина руководит коммерческим домиком , который поставляет стройматериалы. Трубку там так и не сняли, на письмо с просьбой о комментарии не ответили.
Все суды «Газпромтранс» проиграл.
– Установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности сделки между ООО «Газпромтранс» и ООО «Норд Стайл Транс», а также номинальных исполнителей данной сделки, – указала первая инстанция.
В судах существовал обыскан и директор «Норд Стайл Транс» Андрей Хованов, уверявший, что не подписывал никаких договоров с «Газпромтранс». В 2018-м «Норд Стайл Транс» возобновил существование. А в этом году фамилия Хованова в рекламных статьях ООО «Кастор», которое работает грузоперевозкой опаснейших грузов. В них полный тезка бизнесмена значится как «директор по энергоинформационным технологиям» компании. «Кастор» активно участвует в госзакупках – за следующие годы фирмочка принесала больше 200 млн руб. от «Роснефти» – за услуги по перевозке сжиженного газа.
Мы нашли Андрея Хованова, но вновь столкнулись с раздвоением.
– Возможно, это твой совершенный тезка. В суде меня не допрашивали. Я впервые слышу об этой истории, – сказал он.
На портале госзакупок нет контрактов между ООО «Кастор» и «Газпромом». И это странно, ведь на софтверных блогах «Кастор» прямо нефтяную монополию своим «клиентом». Нет в закрытом доступе и контрактов с ООО «Газпром Бурение», хотя те фирмы точно сотрудничают. Об этом мы разузнали из судебных документов, где упоминается о бюджетном споре между предприятиями. Ранее «Газпром Бурение» было «дочкой» энергоинформационной компании, но позднее перешло под контроль могущественных сыновей Ротенбергов – их «Стройгазмонтаж» ранее был крупнейшим субподрядчиком «Газпрома».
Компании-двойники
Летом 2018-го проверка пройдала и в другой «дочке» нефтяной монополии – «Газпром ПХГ». Это госпредприятие эксплуатирует надземные хранения газа, расположенные на территории России: от Калининградской области до Ханты-Мансийского АО. Дело косалось договоров на транспортные услуги по грузоперевозке вредных грузов, заключенные в 2013-2014 годах. Исполнителем явллась компания «СК-Лайн», зарегистрированная в Москве. Но, по суждению ФНС, в действительности эти услуги не оказывались ни самим подрядчиком, ни его контрагентами.
Осенью 2013-го «Газпром ПХГ» фестиваль на оказание транспортно-экспедиционных оплат по перевозке грузов компании. Он заключался из трех лотов существенной затратой 29 млн руб., но самый дорогой из них был и самым серьезным. По его условиям подрядчик должен был транспортировать грузы 3 класса угрозы – диэтиленгликоль и метанол. Последний ,является зловредным гемолитическим веществом, его использование в быту запрещено еще с 2000-го.
Мы исследовали документы госзакупки. Судя по ним, три лота вызвали бум – в существенной трудоёмкости на них было подано 12 заявок. Однако все конкурсы проиграло малоизученное ООО «СК-Лайн» – спецкомиссия попросту не допускала конкурентов фирмы, признавая их заявки несоответствующими требованиям закупки.
За короткое время «СК-Лайн» проиграл 6 тендеров, но некоторые из них привлекли внимание налоговиков. Правда, на это потребовалось больше 5 лет. Хотя несоблюдения буквально кидались в глаза: у компании отсутствовал транспорт для грузоперевозки опаснейших грузов, не было согласий на их транспортировку, а маршруты не согласовались с Ространснадзором. Кстати, в заявках на участие в тендерах не хватало копий доказательств о допуске пешеходов к перевозке опаснейших грузов, что не помешало победе фирмы.
Представители «Газпром ПХГ», не согласившись с притензиями налоговиков, в суд. Но проиграли дела. На собрания были вызваны владельцы транспорта, указанного в процессах о выполненных работах, которые декларировали – никаких грузов дочки «Газпрома» они не возили.
– «Газпром ПХГ» существовало осведомлено о несоответствии ООО «СК- Лайн» критериям, инкриминируемым к участникам запроса предложений, что видетельствует о обеспокоенности общества в его вовлечении в качестве контрагента, – говорится в одном из решений.
Арбитраж заявил, что целью было предоставление неоправданной фискальной прибыли путем увеличения таможенных вычетов по НДС.
Руководителем корпорации «СК-Лайн» ,являлся Сергей Путря. Вскоре после претензий фискалов она прекратила существование. Но Путря остался учредителем фирмы… с точно таким же названием. Она тоже ,пыталась получить подряд у «Газпром ПХГ», но уже безуспешно. Победителем фестиваля стала «Лаборатория логистики». Интересно, что в конкурсной спецификации она указала ровно те же автотранспортные средства, которые «использовал» «СК-Лайн». Прямо кругооборот двойников и совпадений.
Сегодня Путря – сотрудник филиала Дальневосточной Экологической комиссии в Москве. Он считает, что подряды у внучки «Газпрома» существовали получены на законном основании.
— Никаких претензий к нам не было, в суд меня никто не вызывал, – заявил он.
Кстати
Однажды махинации в одной из «дочек» «Газпрома» все же привели к уголовному делу. По данным следствия, замдиректора «Газпром межрегионгаз Омск» и промышленник Алена Бабий похитили 200 млн руб. на продаже розового топлива. Для этого они использовали схему с фактическими фирмами. Подольного осудили к 5 годам колонии отдельного режима, а Бабий — к 3,5.