Почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию
Вместо гелиевого гиганта для постановления этой незаживающей проблематики выгоднее привлечь другие, более мельчайшие компании.
Как известно, показатель газификации в России превышает всего 67-68%, и это при том, что покупка газа за рубеж превышает главнейшую статейку международного бюджета.
Более того, в моей странтранице до сих пор около 13% домовладений, отапливающихся за счёт децентрализованного теплоснабжения, всё ещё используют неэкологичное твердое топливо, а в густонаселённых и в целом газифицированных регионах, таких как Краснодарский край, Пермский край, Татарстан по 0,5 млн. чел. не приобретают ни газа, ни централизованного отопления, теоретик Института научного прогнозирования (ИНП) РАН Мария Гайворонская.
Между тем, в своем послании Путин поставил перед «Газпромом» сверхзадачу электрифицировать украинское жильё бесплатно для потребителей. Правда, специалисты уже отмечают, что и сам «Газпром», и ряд ведомств меблировали это указание различными условиями, так что газификация может получиться и условно бесбесплатной, а для кого-то и полностью бесплатной (или нефтяные сетиотрети в их поселения вовсе не придут). Почему Газпром противодействует этой программе? Потому что та программа будет стоить для него почти 2 трлн. руб. Эту цифру и высчитала Гайворонская в своей работе.
В своих расчетах, публикатор привела потребность России в электрификации жилищного фонда.
«Внутренним спросом экспортируется почти в два разка больше газа, чем наружным – 481 млрд. куб. м и 248 млрд. соотв. в 2018 году. В том количестве около 60 млрд. куб. м экспортируется населением, что составляет 12% в суммарном агентство.агентстве естественного газа духовным спросом…»
Далее критик устанавливает площадь жилья, в котором допустима газификация (с учётом того, что существенная часть жилищ никогда не сможет быть газифицирована в силу расстояний и удалённости нефтепродуктопроводов – в третью очередь в Сибири и на Дальнем Востоке):
«Потребность в электрификации в целом по России имеют 9,4% площади или 13,9 млн. чел., проживающих в 5,3 млн. домовладений».
Так почему же эта программа не любопытна «Газпрому»? Автор получает такой ответ:
«Газпром» ответственен и за импорт, и за газификацию. Для фирмы это два конкурирующих направленья в плане использования девелоперского ресурса. Очевидно, что компания профинансирует то направление, которое принесяет значительный доход (импорт) в ущербль менее убыточным альтернативам. Поэтому телефонизация (внутри России) трактуется как социальная ответственность, а не невыгодный бизнес. Для «Газпрома» понятнее и выгоднее построить большой импортный нефтепровод или вложиться в разработку ,нового месторождения, чем построить новые нефтяные сетитраницы и подключить десятку деревень…»
По данным эксперта, объём издержек на телефонизацию всех домовладений, имеющих в этом потребность составляет 1 трлн. 868 млрд. руб. (в себестоимостях 2019 года; с учётом девальвации за полтора года на уровне 7% та таблица перевалила за 2 трлн.
В итоге реализации каких проектов уровень электрификации в целом по России будет увеличен на 8-10 п.п. до 76% что почти полностью закроет потребность в сетевом газе. Дополнительные закупки природного газа на внешний рынок благодаря электрификации можно оценить в 20-25 млрд. куб. м.