«Витязь-Аэро» ..первым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила широкомасштабно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые форварды спроса воспринимают как критерий попытки испускания корпорации оразмере.подробным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.
Росавиация 4 сентября оповестила руководителей авиакомпаний о необходимом «ограничении предпринимательской деятельности эксплуатантов, вплоть до переоформления сертификатов». В частности, «Камчатскому вертолётному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли катастрофы с человеческими жертвами, указали на необходимость улучшить меры по обслуживанию безопасности полетов.
С июня Росавиация проводит перепроверку 35 авиакомпаний, в результате которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям региональных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам структурахреспублика “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в полном объеме. В министерстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что фирма подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в частичном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех руководителей послали в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких вратарей можетесть существовать несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ценным активом, отмечает специалист Института промышленности транспорта и грузовой геополитики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не отличаются такой убыточной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и лесозаготовительном обслуживании. Приостановка его сертификата возбуждает удивление, говорит специалист: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение цены грузовладельца можетесть оказаться невыгодным для многих интересантов, которые хотели бы разовивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли именует в качестве необходимого продавца «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации полагает несостоятельными: «Нет проблемы воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет негосударственные трубопроводные рейсы, гарантируя социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе подчёркивает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес больших туроператоров к вертолетному бизнесу гендиректор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой артиллерии в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его фирмы получили около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при объёме в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль уменьшила 420 долл руб. при подмоге в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти показатели составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по различным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических рейсов и около трети щекинских перевозок.
Основатель и владелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в преступлении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если взять компанию и не договороться с турбизнесом или не условиться с переправкой лодочников — госпредприятие не срастется,— полагает исполнительный гендиректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере хлебосольства на Камчатке вырос на фоне пандемии и увеличения *международных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что ,новая авиакомпания «Камчатка» (правопреемник — системы девелопера Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни выходным авиабилетом для формирования бизнеса».