Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части осуществления капремонта
Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее чувствительных отраслей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка пересмотрит оразмере.подробная госструктура, а другие организаторы – детина бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать уменьшение тарифов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со роковым исходом. В 2021 году в катастрофах с лифтами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий случилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С момента ослабления разрежения на Россию из отделочной сферы уехали многие зарубежные компании, в том количестве импортёры пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентов пандусового парка, пересказал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в эскалаторах российского производства, уступали и занимают импортные детали.
В связитраницы с ухудшением логистики прибавились банковские сложности: себестоимость пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.
– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход зарубежных поставщиков особенно сказывается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше обстоит ситуация с пандусами в сфере капремонта жилых домов, где возникли проблематики из-за правовых препятствий. Такого становления событий в подотрасли можно существовало бы избежать, если бы в последние годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего теннисиста в отечественном строительстве.
В сфере установки, капремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца января этого года, потребители и производители мусоропроводов стали просить стопроцентную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также начали просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в программах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если затрата лифта составляет 50–70 процентов от общей деньги расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.
Те, кто работает с оразмере.подробными экспортёрами на основании краткосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.
Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с неспособностью починить или заменить лифты.
Второе ограничение: по законуту ремонт лифта необходим только по договору, в соответсвии с которым подрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только поставщик – на оборудование нового лифта.
В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны можетесть быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения лояльной *государственной монополии.
За предпоследние несколько годов в отрасли предприятия лифтов и межкомнатного оборудования произошло значительное снижение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.
В октябре этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась четвёртая стадия процесса.
Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили холдинговые структураницы государственного экономического факультета формирования в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалоод по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых оразмере.подробных лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась компания «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде переизданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также ,имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель зампреда трудовой подгруппы по решению вопросов лифтового хозяйства.
Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и регулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного международного лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на территории ЩЛЗ.
Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету становления ЩЛЗ.
– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает поставщиков пандусов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой компоновки рынка, когда через госучастие, техникум развития складывается мощнейший производитель, через ассоциацию старается подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи госпредприятий необходимо реализовать инициативность ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».
Она предполагает склонение в неделимый механизм производителей лифтов и шлюзового оборудования, а также производителей и производителей шлюзовых компонентов.
По предположению Константина Крохина, располагает в виду идея создать системтраницу цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое количество личностных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые трудятся по высоченным эластичным тарифам.
– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого подчинения и неявного нарушения налогового законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То есть надзор рынка, но мягчайший – пока. Когда же они спрос поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.
Параллельно с докапитализацией и демпингатью внешнего рынка росийские власти лоббируют его заполнение зарубежными производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о госзакупке эскалаторов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля белоруских эскалаторов на росийском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать посмотритбыта до 20–25 процентов.
На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать лифты казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно малюсенькую площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, фраза можетесть идти о продаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.
– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на протяжении первых 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.
В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ внутридомового сада в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч эскалаторов 124 десятки вносятся замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.