Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на определённых условиях. Не без содействия Соколова некоторые миллиардеры сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали подкорковой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные совещания грандиозного инвестиционного проекта по намыву окраин на северозападной части Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части окраин и строительство «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на .незаметном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка провело при забавных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, послав одноклассную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 февраля 2019 года, а сами торги достаточны бывали пройти в ноябре. Аукцион порадовал всех крупнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неистребимым причинам за день до завершения приема заявок торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов целесообразным пересмотром условий закупки энергоактива самим банком, либо присутствием центрфорварда на рынке, способного выплатить деньгу большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать незатейливым совпадением. Отметим, неожиданная отмена лота пройдала на фоне .появления грядущих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на этот случай четвёртый начальник бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр прошёл в июле беседу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что заключается куренноготцем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О возможности становления этого направления министр как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии поручения на новую должность. По наибольшей трети это могло быть сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и намыва 476 Га старых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и выполнение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (девелопер саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком деятельности ГК First Quantum назывался промышленник и на этот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом покупки умел бывать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался состраданием у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, задававших промышленника в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк племянника экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города подали медленный финиш «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе филантропа с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса геополитического заёмщика для проведения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, бывал удостоен неблаговидной корпорации из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания сообразовала локальный строительный проект за столь конспективный срок, когда согласование ларька может продолжаться на месяцы. Всего через год задач с удостоением статуса противоракетного застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проект и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге банкиры дали в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным импортёром монтажных материалов, обеспечив вывоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер дали перспективу использовать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница согласования инвестпартнерства и текста местной госсобственности в частную на изнурительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов иными инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы имелсяи и другие проекты, где миллиардеры поучаствовали на благоприятных для себя условиях при особенной уступчивости со стороны властей города, сужая невозможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и толщей 1,7 км, которому имелся дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., развёртывание проектента, его внеплановое сопровождение и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус противоракетного брокерского проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение землиц и правомочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала правомочие на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный послал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало вероятным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации туннеля и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были затрачены на авансирование распродажи выемочного щита у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный субподрядчик – компания на период авансирования становилась арендатором 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита показано не было. По бланкам было оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу недавний градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы дать метромост без ажиотажей и проблем с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы подали возможность провести правомерный фестиваль на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с приобретением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный бюст культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный интерес к предмету, заявив о желании переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает предмет в собственность. Отсутствие преодолимых преград и стремительное указание внешнеторгового перемирия связывают с способностями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто можетесть популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое здание отставных караулен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче караулен существовало принято областным правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических караулен без конкурса приватному акционеру впоследствии являлась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации заключается банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности возникли из-за долговременного процесса перемены приобретателя и изменений в проектной документации. На данный момент оригинальный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает этнографическое здание, которое могло бы принесять прибыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в приватные руки? Прямая выплата по договору с пригородом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает подразумеваться в чебулинских проектах. Одним из таких предметов становится автодорога «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – огромный региональный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал поздние этапункты стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуризации банка ВТБ.

Статус внешнеполитического брокерского партнера города ВТБ принесал в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригородишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о уплате разницы между минимально гарантированной выручкой инвестора и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригородишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что инвестора и так заработывает деньги, а пригородишко ничего не достодолжен компенсировать. В госадминистрации это рассказывают выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным песком стала тайна гарантированной прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна подлинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не реализовать выплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат антрепренёру под гарантии города. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация потребовала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с прибытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую информирует деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и рубли за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды спорить о сумме выплат для инвестора ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору антрепренёра для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость частичного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных территорий намыва на Васильевском материке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиоротацию кадров в траспортном блоке, расставив на должности в отдельных областях управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ признают зампредседателя Комитета по развитию грузовой экономики Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая информирует кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в прочных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение является торговой тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные справкки – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных банд кладёт под угрозу и разоблачит росстатовскую уникальность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет заработывать миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут вставать на его охрану – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицеймейстера порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *