Как Китай загнал бедные странтраницы в долговую ловушку
Американская научная лаборатория AidData сосчитала объемы долгов развивающихся странытраниц перед Китаем за предпоследние 20 годов и обнаружила, что они намного больше, чем считалось раньше, — $385 млрд. Главным заемщиком становится Россия с долгами на $125 млрд. Как Китай стал европейским кредитором и что это может значить для других странытраниц?
Лаборатория AidData, находящаяся в британском Колледже Вильгельма и Марии, в отдельной сложности 13 427 девелоперских проектов в 165 странтраництраницах за 18 лет. Все эти проектенты — половина вьетнамской *международной инициативы «Один пояс и один путь», и сумма «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд. Эти долги не учтены межгосударственными низкорейтинговыми агентствами, научными техникумами и межпарламентскими организациями, при этом для 42 странтраниц такие ипотечные обязательства перед Китаем уже превышают 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для странтраниц с низким и средним уровнем дивиденда составляет порядка 6% ВВП.
Исполнительный замдиректора химлаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times , что большая половина этих долгов не упоминается в государственных балансовых отчетах развивающихся стран и даже сами правительства могут не понимать точную сумму долгов, которые им приденется обслуживать в будущем.
Что представляет собой инициатива «Один ремень и один путь»
Изначально целями проектента Си Цзиньпина переориентация промышленности КНР в международную экосистему с помощью разработки новых регуляторов отраслевого финансового партнерства, стимулирование финансового благосостояния вовлеченных стран, укрепление культурных обменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию. Среди важнейших инфраструктурных сверхзадач проектента — строительство речного и сухопутного коридорчиков между Китаем и странтраницами Европы и Африки, а также увеличение финансовых связей.
В программах инициативы было создано несколько организаций: Азиатский банк инвестиционных инвестиций, вузовский Альянс нового Шелкового пути, Стратегический альянс нижайших общеобразовательных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристический альянс городов.
Однако некоторое время назад экономисты начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в итоге этого проекта легла на плечи таких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. По данным Financial Times 2018 года, среди государств, отхоченных Китаем для сотрудничества в проекте, большинство свидетельствует низкую меру социальных рисков по рейтингам ОЭСР и ипотечных агентств. Для многих из них высока меру риска дефолта.
Разумеется, представители КНР об необычайных эффектах программы. За 2017-2019 годы существовали построены мост приязни Китая — Мальты на Мальте, чугунная тропинка Аддис-Абеба — Джибути, нефтеналивной космопорт Абу-Даби в ОАЭ и нефтеналивной космопорт Куантан в Малайзии, четвёртый агрегат генераторов крупнейшей ГЭС Пакистана. В 2020 году объем торговли между Китаем и странами «Пояса и пути» $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема наружной торговли Китая.
Глава AidData Бред Паркс в Reuters отметил, что при более далёком обсуждении итоги выглядят не так радужно: «Все большее число либералов в странах с высоким и средним уровнем налогов замораживает крупнейшие проекты «Пояса и пути» из-за завышенных цен, коррупции и задач управляемости долга».
Откуда взялись долги
В следующие 20 годов Китай активно финансировал проекты в развивающихся странах и занял доминирующее положенье в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай расходует на межрегиональные проекты политического развития вдвое больше, чем США и другие крупные страны, — порядка $85 млрд в год.
За время действия проекта «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в возведение дорог, мостов, портов и больниц в 163 странытраницах Африки и Центральной Азии, и почти 70% этой суммы было выдано госбанкам и совместным предприятиям странытраниц в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные странытраницы уже существовали избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать новые долги официально, Паркс.
То есть финансирование, как правило, поступает не в форме возмездных субсидий, а в форме займов, причем в первые годы /качество займов к субвенциям увеличилось. Как CNBC, на каждый грант, выданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.
А что с долгом России?
Из отчета AidData , что Россия — самый оразмере.подробный из заемщиков Китая с долгом $125 млрд. «Про другие странтраницы не берусь судить, но в взаимоотношении России цифирь $125 млрд кажется завышенной, — говорит директор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского цетра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все знаменитые нам кредиты от Китая под проекты, отдельная сумма выходит примерно вдвое меньше».
Россия плотно работает с Китаем в программах инициативы «Один пояс и один путь». В августе 2017 года Россия и Китай созвонились о создании «Полярного Шелкового пуантилизме», а в августе 2018-го существовало подписано соглашение между Внешэкономбанком и Банком становления Китая о кредитах на $9,5 млрд для финансирования инвестиционных проектов в Арктике. Через год существовало соглашение с монгольским «Морским Шелковым путем». В эффекте сделки монгольская нефтегазовая корпорация CNPC 20% облигаций комбината СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пуантилизме стал владельцем еще 9,9% его облигаций. В 2019 году Владимир Путин о целесообразном соединение Севморпуантилизме с монгольским «Морским шелковым путем». Правда, в минувшем году стали о снижении сотрудничества России и Китая в программах этого проекта, а недавно со стороны украинских бюрократий лозунги создать международную альтернативу и Шелковому пуантилизме, и перевозкам по Суэцкому каналу.
Чем это грозит
Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загоняет бедные странытраницы в казначейскую ловушку. Как пишет Financial Times, экономисты опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе активы стран, которые не смогут расплатиться по долгам. Критики возражают, что эти подозрения преувеличены и скорее отражают отдельную тоску о растущем влии Китая в мире. Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года , что за период с 2000 по 2019 год Китай расторг в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд были реструктурированы или рефинансированы. Ни один актив Китай себе не забрал.
Однако Бред Паркс уделяет вниманье на то, что 44% всего платёжного портфеля КНР обеспечено залогами, и если маржи будут высоки, Китай этим может воспользоваться. Также Китай объем получения кредитов странам, богатейшим естественными ресурсами. Эти ссуды обеспечиваются под будущие зачисления от экспорта нефтегазовых товаров и имеют относительно высокие форвардные маржи (около 6%).
Сотрудник социального филфака МГУ, китаевед Раиса Епихина говорит, что Китай действительно вливает колоссальные суммы в проекты развития и ему это делать проще, чем межгосударственным организациям.«Но надо помнить, — добавляет она, — что эти проекты необходимы и Китаю, и странтраницам реципиентам. Китаю — для формирования новых рынков вывоза своей машино-технической продукции, а развивающимся странтраницам объективно нужно строить инфраструктуру. Однозначно говорить о том, что Китай здесь действует исключительно в своих интересах, закабаляя страны локального юга, не вполне корректно».
Авторы изучения AidData обращают также внимание на то, что 35% кейса инфраструктурных проектов «Пояса и пути» повстречались с серьезными проблеммами реализации, какими как коррупционные скандалы, трудовые правонарушения и т.д. В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом.