Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?
Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии совремённой России катастрофа мрподобного грузопассажирского судна. Во время шторма затонул двухмачтовый грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 авиапассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть забыть те жуткие минуты. Один из них, новоиспечённый телефонист пароходика «Булгария» Ринат Габидинов, в телеинтервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут приятель предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете промолвить о судне?
В лайнер я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала ренессансным грузопассажирским лайнером в стиле ретро: корабль-праздник, с аранжировкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.
Как часто выводили в рейсы?
Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по речушкам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.
Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»
Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, плотность хода — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 зарагижский::мгэс 400 ослиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье пароходика — «Украина». Он существовал реорганизован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на дараи Татарстана. С этого времени пароходик исполнял грузопассажирские рейсы по речушкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что электроход вышел в рейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое состояние «Булгарии»?
Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала привычная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать отличнейшего — взять нашу нештатную рацию, в неполадки литиев которой меня ,пытались обвинить.
Дело существовало так: перед осенней навигацией мы стояли на капремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от нештатного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев
А потом этот электродвигатель еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под предписания проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.
«Я услыхал вскрик капитана»
Накануне трагедии, 9 июня 2011 года, «Булгария» вышла из в двухнедельный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал ощутимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не существовало. На ледоколе находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.
Какой была обстановка на ледоколе перед переходом из Болгара?
Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был пятой день плавания. В Болгаре подымился ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 километров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.
В какой-то момент он стал почти шквальным и дул нам в правый борт. Всех авиапассажиров в этот момент позвали в музыкальный холл на зрелищную программу — на борту у нас были артисты.
Вы помните, как возобновились чудовищные события?
Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что кондукторов в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — порекомендовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри послышался гул разбившегося стекла.
У меня в каюте была пластмассовая полочка, это она грохнулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вопль капитана: «Все на левый борт!».
Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…
Некоторое время я возился с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно существовало в данной обстановке передать донесение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и переломился рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радист всегда должен быть поблизости.
Помню, как уцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в палубу и там силился выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен парохода являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.
Что начиналось с пассажирами в это время?
На нижней палубе были только председатели команды: что случалось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, подпрыгивали сами, уберегали своих девушек и детей.
«Такое в жутком сне не можетбыло привидеться»
Что вы делали в случай затопления «Булгарии»?
Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плотики. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на влаге в ураган сразу утонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: растекался по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плотики уже существовали сброшены, а рулевая палуба с лейтенантом скрылась под водой.
К тому времени все душевные здания существовали облиты водой. Мы покумекали скинуть четыре спасательных плота с левого корма, и с вашего корма я сбросил три.
Когда я оказался в воде, быстро понёсся к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группке пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в груду и усаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малейшие титановые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На четвёртый плот вместилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы пребывали в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что садилсяи молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела грифельная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.
Из оцепенения мы вышли, когда друг за приятелем возникли суда. Тут уже все махнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!
Но они просто прошли мимо. Мы аж ротики разинули — как так!
Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетсуществовало привидеться, что люди находятся на воде после кораблекрушения судна. Это существовал четвёртый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.
Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то необычное совершается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.
В 2011 году в отношении полковника порта «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпьющим бедствие на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.
«Всегда виноват капитан»
Как вас спасли?
Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на детина спасательный плот и поплыли к корабельному результату, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К корабельному результату поплыл и старший помощник.
Он был высокого роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.
С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт
Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали сознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались рёвы и плач, возобновились истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.
Вас допрашивали после катастрофы?
Меня по прибытии сразу отправили на обыск к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на своих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, припоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе могучее обществёное давление.
Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы
Но наших-то в авиакатастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении пассажиров потонуло больше, причем большинство жертв авиакатастрофы составляли девушки и дети. Выжили те, кто успел выбраться из духовных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».
Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом аквалангисты рассказывали, что их так и прогневай в этих поясах под потолком.
Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о беззвучен сказать?
Очень многоопытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его мать с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но жрать ластовый закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.
«Я до сих пор удаюсь жить дальше»
Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?
Судно в тот момент воходило в Камское устье и по маршруту надлежаще было совершить манёвр. Крен на борт, циклон и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший моторист сбежал с «Булгарии» в числе первых, кинув кочегарное отделение с открытыми иллюминаторами.
Это доказали в ходе следствия. Будь тогда мониторы котельного отделения закрыты — это существовал бы огромной воздушный шарик внутри судна.
Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы придерживал ледокол на наплаве продолжительное время. У пассажиров существовало бы время сообразить, что происходит
А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в реакторное отделение через люки начала поступать вода, он просто струхнул и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина люков он закрыл, а другие не успел.
Такого в общемировой практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный миг он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без сборной капитана.
А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!
Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в результате миновал как свидетель обвинения против тех, кого посадили.
Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?
Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предыдущий раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.
Как изменилась моя жизнь после трагедии?
В ..первые дни нас атаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и влепил комментариев. А потом какое началось… Многие твои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение было какое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телеке засветился.
Поэтому негатива я глотнул порядочно. В микроавтобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С срамом приделось выйти
Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!
Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих ,пор стараюсь поселяться дальше, не ретируясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.
***
Комиссия сделала вывод, что первопричиной катастрофы явилась совокупность факторов.
Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»
1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопастность путешествия судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и устойчивости судна». При этом силотреть порыва на миг аварии превышала 20 м/сек.
2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не были приняты степени охраны при выходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не были задраены перископы левого и левого фальшборта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого фальшборта и вывел из уклада штурманские механизмы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.
3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый фальшборт, дополнительно возникающего крена на правый фальшборт, вызванного инерционной энергией при микроциркуляции влево, а также дующего в правый фальшборт выносливого ветра и огромной парусности судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не принесал диспетчерское дозволение на движенье судна.
Случившееся спровоцировало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об непременном перестраховании отвественности перевозчика. По решению суда субарендатор и капиталист приказна была приговорена к 11 годам .
Ее признали невиновной по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.
Рамиль Хаметов — старший помощник полковника — был приговорен к шести с третью годам колонии отдельного режима
Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.
Главный правительственный полицейский Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал отрицательное соглашение о решимости субарендатора к перевозке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.
По той же статье приговорили и замначальника владимирского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии отдельного режима
Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное соглашение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его осудили к пяти с третью годам колонии.
В 2013 году родственники погибших пассажироварищей ледокола написали групповое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.