Бесполетник

«Витязь-Аэро» четвёртым повстречался с санкциями Росавиация

Росавиация пригрозила превентивно выслать дипломы эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые теннисисты рынка расценивают как симптом попытки поедания фирмы крупным игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» отвергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.

Росавиация 4 декабря предупредила руководителей авиакомпаний о целесообразном «ограничении торговой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому вертолётному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли аварии с человеческими жертвами, указали на необходимость улучшить меры по поддержанию безопасности полетов.

С октября Росавиация проходит перепроверку 35 авиакомпаний, в самотёке которой она выявила у них ряд «несоответствий условиям региональных вертолётных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил нарушения в частичном объеме. В учреждении от комментариев отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания подала в Росавиацию отчет об предотвращении выявленных невыполнений в полнейшем объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех милиционеров отправили в отпуск,— завозмущается он.— То пить у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или пить интересант, который хочет забрать спрос транспортировок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких вратарей может быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается сверхдорогим и ценным активом, подчёркивает аналитик Института отрасли транспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не выделяются такой убыточной торговой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на экскурсионных маршрутах и буровом обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные невыполнения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение цены туроператора может оказаться невыгодным для многих интересантов, которые желали бы развивавать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд собеседников “Ъ” в подотрасли величает в качестве целесообразного клиента «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения первоисточник “Ъ” в Росавиации признаёт несостоятельными: «Нет задачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет комерческие трубопроводные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и директор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” необходимый интерес крупных перевозчиков к вертолетному бизнесу директор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его фирмы исходатайствовали около 1 млрд руб. дотаций — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая сверхприбыль завысила 420 долл руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти коэффициенты составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по различным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных перелётов и около четверти лесозаготовительных перевозок.

Основатель и владелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в похищении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если положить корпорацию и не позвонить с турбизнесом или не сговориться с транспортировкой рыбаков — госпредприятие не срастется,— предполагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес понадобилось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере билетирования на Камчатке вырос на фоне пандемии и снижения межрегиональных турпрограмм: «планы по становлению турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая возводит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (правопреемник — структуры застройщика Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба футболиста «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным авиабилетом для развития бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *