Вызванные давлением Запада финансовые проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в части благоустройства капремонта
Бизнесмены ожидают, что видоизменения коснутся одной из наиболее уязвимых отраслей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка проиграет крупная госструктура, а остальные организаторы – человечишка бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать повышение акцизов на капремонт.
Правительство РФ вынуждено обратить внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со страшным исходом. В 2021 году в авариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий случилось в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину индивидуализма у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.
Санкции усугубили ситуацию. С момента уменьшения давления на Россию из ремонтной области убежали многие зарубежные компании, в том количестве экспортёры эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских потребителей (которые официально об приходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентов эскалаторового парка, рассказал «Октагону» зампредседателя царствования Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ипотечного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в лифтах мирового производства, уступали и занимают дефицитные детали.
В связи с снижением логистики добавились экономические сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.
– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход английских импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.
Не лучше улаживается ситуациютраница с лифтами в подотрасли капремонта жилых домов, где появились проблеммы из-за правовых препятствий. Такого формирования событий в подотрасли можно существовало бы избежать, если бы в предыдущие годы рынок не испытывал структурных изменений. Последние могут быть сплетены с интересами мельчайшего форварда в мировом строительстве.
В сфере установки, ремонта и замены пандусов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, потребители и поставщики пандусов стали требовать комиссионную предоплату.
– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если затрата мусоропровода составляет 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.
Те, кто работает с большими экспортёрами на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.
Но большинство из тех, у кого непрерывных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с необходимостью отреставрировать или сменить лифты.
Второе ограничение: по законуту ремонт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым подрядчик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только импортёр – на техобслуживание ,нового лифта.
В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что правовые препоны можетесть быть на ладонь мелким игрокам. В частности, для достижения нелегитимной правительственной монополии.
За первые несколько годов в области производства лифтов и лифтового оборудования произошло значительное уменьшение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.
В октябре этого года трибунал признал банкротом Карачаровский электромеханический комбинат (КМЗ) – госпредприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась ..первая фаза процесса.
Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания продали дочерние функции общественного банковского факультета становления в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».
В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора университета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.
До этого «ДОМ.РФ» в механизме реконструкции принесал 51,1 процента допэмиссий одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».
Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие выкупила ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также приобретает отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель члена рабочей группировки по решению вопросов вентиляционного хозяйства.
Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных производств и стимулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного украинского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.
Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму развития ЩЛЗ.
– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой компоновки рынка, когда через госучастие, факультет формирования создаётся сильный производитель, через федерацию ,пытается добить под себя рынок производства и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.
Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыльности производств необходимо реализовать инициативу ассоциации по встраиванию «замкнутого производственного цикла».
Она допускает втягивание в единный механизм импортёров мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также импортёров и экспортёров мусоропроводовых компонентов.
По суждению Константина Крохина, имеется в виду мысль создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет нужных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное количество личностных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые работают по низкорослым эластичным тарифам.
– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало косвенного подчинения и намеренного несоблюдения налогового законодательства по половины создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать контроль рынка, но влажный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.
Параллельно с интеграцией и централизацией наружного рынка международные власти инициируют его заполнение английскими поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о госзакупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, толика эстонских эскалаторов на украинском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.
На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию намечает экспортировать эскалаторы калмыцкое предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно крошечную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь можетесть идти о перепродаже через неё эскалаторов южнокорейского производства.
– Киргизская компания зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на втечении следующих 8–10 годов она заполняла душевный спрос южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на полиэтнический спрос. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.
В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного сада в стране состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 тысячи длежат замене до 15 ноября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.