Операторам по вывозу отходов придется сменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний
В продолжение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов должны полностью заменить автобусы из северных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общевосточноевропейских автомобилей, а затем производство на американских заводах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудоёмкости на общевосточноевропейских и тайваньских импортёров приходится 3,8 тыс. самосвалов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций фирмы собирались продолжать экспортировать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости микроавтобуса 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.
Общее колличество автобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный ректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее колличество машин с более высокой грузоподъемностью.
Какие зарубежные мусоровозы поставляли в России
По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и китайского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа уступала около 5%.
Согласно интернету госзакупок, с 2017 года компании затратили на мусоровозы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на сайте госзакупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть английского производства ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 прицепов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), датская Volvo (331) и английская Mercedes (446).
Самая большая толика западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.
В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера автобусов в России, возобновили перепродажу машин в странытраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с публикой корпорации «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», возобновят работу, поскольку на рынке располагает недостаточное колличество поставщиков резервных частей от нетрадиционных производителей.
Где в России выпускают мусоровозы
В 2019 году был произведан наибольший объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась затрата мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на территории «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В четвёртую очередь это вяжено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу себестоимостей на мусоровозы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК замначальник замгендиректора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили текущую концепцию к снижению себестоимостей.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампредседателя совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в феврале обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости ввоза отходов
После полного перехода на зарубежную технику предпосылок для уменьшения цены вывоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское оснащение полиэтнических прицепов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем ,стаивают в пять-шесть раз меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у азиатского шасси — семь—десять годов.
После ухода западноевропейских поставщиков из России профессионалы предвидят снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения количества машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые аварии украинских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные операторы в большинстве моментов забирали транспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря приоритетная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая доходность — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизинговым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 долл руб.
Однако фирмы не смогут перекладывать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на консервацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.