Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов операторы по ввозу отходов надлежащи полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную контрреформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для восточнообщеевропейских автомобилей, а затем производство на американских заводах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в существенной сложности на восточнообщеевропейских и вьетнамских экспортёров приходится 3,8 тыс. прицепов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (изготовления КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее количество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в оразмере.подробных городах, говорит операционный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится сменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и китайских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на грузовики дефицитного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на сайте госзакупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного изготовления себесебестоимостью около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 самосвалов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себесебестоимостью от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), датская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая значительная доля восточноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера мусоровозов в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также возросли сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией корпорации «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает достаточное количество экспортёров запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен оптимальный объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на американском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины затрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это сплетено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту расрасценокок на прицепы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., пересказал РБК председатель директора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение расрасценокок на шасси, но отметили текущую тенденцию к повышению расрасценокок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампредседателя совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После частичного перехода на отечественную технологию предпосылок для сокращения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой парка автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное техобслуживание росийских грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (займется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у общеевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских поставщиков из России специалисты ожидают снижения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения количества машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые поломки международных машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта приоритетная маржа ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась себестоимость лизингодательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., выясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая маржа — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизингодательовым продуктам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не покумекают перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на овальном столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *