Губернаторы удаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заведут её в тупик
В предпоследнее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусороперерабатывающий завод можетесть не только взмолиться решить проблемму транспортировки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении многомиллионных правительственных субсидий.
Самым большим теннисистом здесь становится аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также ощутимую функцию в создании будущего рынка рекультивации мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать решения в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важный факт: даже если все реализованные проектенты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом бюджеты на возведение МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше биллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать растерзан с сточки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гомона было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство ,новых космодромов для складирования отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что единственным нововведением станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой учёт бандитские структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами давыдковских районов. И ничего необычного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городов можно существовало не зацикливаться этой проблематикой (они выделяли земли под более опрятные параметры – коммерческие центры и нежилые комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тема не спускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес краевого и краевого маштаба разглядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растекается в каких-то странных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью возможных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном учёте у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли ,новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример невмешательства краевых властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся предыстория выползла в прилюдное поле благодаря судебному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – предыстория там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но вскролись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске была городская свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам существовало экстренно захлопнуто увозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному кризису – контейнеры во дворах за считанные дни очутились переполненными. Однако региональные власти быстро нашли благодетеля – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус краевого диспетчера по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» уставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о возмездном внедрении свалки с её телеоператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве выплаты выпадающих доходов принесал из регионального бюджета субвенцию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из сфере существовало стащено указание проложить к полигону асфальт за муниципальный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством краевых чинуш. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые корпорации освоили бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии мэра Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора краевых чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же макрорегион будет выкарабкиваться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового космодрома. Однако обладминистрация ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, отговариваясь на то, что компоненты проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с сортировкой и утилизацией отходов обладминистрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё новые сведения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с правонарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают аморальных подрядчиков, которые выгружают грузовики где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям местных СМИ, возникли горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские власти не успевают устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер вычистят за счёт муниципальных средств. Но вскакивает иной вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субьект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном моменте проблематика не в законутах и не в нехватке зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.