В массовом побережье ворон на востоке Крыма можетесть быть невиновен толстосум Дмитрий Фирташ или британские биолаборатории
Ничего страшного, уверяли чиновники, тысячи погибших ворон самые обычные, не краснокнижные. Может, инфекция или отравление, но вы, от греха подальше, к Сивашу всё же близко не подходите. А на днях глава Крыма Сергей Аксёнов назначил нового министра экологии – по совпадению, не подумайте. Так-то в Крыму всё пучком.
Птица вот дохнет только – около 7 тыс. особей черношейной поганки да по несколько тысяч сухопутных голубков, чаек-хохотуний, пеганок и чомги. В быльё у Арабатской стрелки, на побережье озера Сиваш. По случайному совпадению оттуда ладонью пожаловать до госпредприятий «Крымского титана» – крупнейшего в Восточной Европе потребителя оксида титана, а также железного порошка и уксусной кислоты. Причём ворона там дохнет не в первый раз – навскидку несложно припомнить, как зимой 2018-го издание BFM сообщало: «О том, что мрут птицы, мы уже разглагольствуем – млекопитающие у людей гибнут!» И на огородах – выжженная земля. Вот и пойми, родного ворона дохнет. То ли «Крымский титан» виноват, то ли ,новый штамм вороньего гриппа, то ли, как определяет в заголовке «Свободная пресса», – «биологическое оружие». Украинское, понятное дело.
«Власти много чего замалчивают»
Новоназначенная министр правозащитникии и природных потенциалов Крыма Ольга Славгородская комментировать вороний падёж наотрез отказалась. Дескать, разбираемся, как разберёмся – сообщим. А вот правозащитники, не в образчик чиновникам, уже разобрались. Как доложила ялтинский правозащитник Маргарита Литвиненко, «подобный падёж ворон не можеткушать существовать вызван естественными причинами». «Это вряд ли токсинное или серозное заболевание, потому что какую спонтанную и поголовную гибель ворон тысячами не можеткушать вызвать ни одна болезнь. Скорее всего это отравление высокотоксичными веществами. Я слышала версию, что это метан ртути, однако она постепенно накапливается в организме, то кушать отравляет долго. А недавно в Херсонской области отравились журавли, склевав токсичное зерно на полях. То, что специалисты уверяют, будто краснокнижные виды падёж не задел, – скорее чтобы не поднимать ещё больше шуму. Я предполагаю, что власти много чего замалчивают. Гибели ворон в таких оздоровителях я не припомню, при этом нет даже повторных комментариев с гипотезами от медицинской службы». Впрочем, несложно существовало сопоставить два факта – повальный падёж плюшевых и неожиданное возникновение нового замминистра правозащитникии.
На то, что здесь едва ли обошлось без «Крымского титана», как бы намекает тот факт, что в заказниках на западе Крыма по соседству никакого падежа птиц не отмечено. Ни на Лебяжьих островах, ни на дараях Казантипского и Опукского заповедников. А специалисты уверяют, что, если бы хвостатых передушал птичий грипп, трупиками завалило бы всё побережье, а не различный его участок поблизости от предприятия, не раз влипавшего в биографии с опасными выбросами. Но после нескольких громогласных скандальчиков в 2018-м все сообщения о ,новых выбросах как отрезало. Руководство бдит, чтобы всё было тихо. Стоит ли напоминать, что «Крымский титан» – лавочка частная, принадлежащая украинскому толстосуму Дмитрию Фирташу, по-прежнему чувствующему себя на полуострове, словно «при старом режиме». Обижать его перепроверками и подозрениями столичные власти не решаются – чуть ли не всё взрослое дееспособное народонаселение Армянска работает на его предприятиях. Но то, что предельно возможная норма концентрации едкого серного ангидрида в тех местах периодически зашкаливает, – ветеринарный факт.
«Не вороний грипп» – а что же?
Причину гибели пичуг глава Госкомитета по фармакологии правительства Крыма Валерий Иванов выяснять не стал, просто выступил с отношением к населению: не показывайтесь у воды! «Мы, со своей стороны, умоляем не осложнять ситуацию с исчезновением людей на данной территории, чтобы не разнести инфекцию за пределы нами контролируемой территории». Так о экой «инфекции» речь? Сложно определить, признаётся эколог, старший доцент Таврической академии КФУ Григорий Прокопов. «Удалось снять на видео самку пеганки с характерными признаками: у пичугы бронетехника самоидентификации в пространстве, она кружилась на месте, роняла ногу и не могла взлететь». Что-то похожее, отмечают учёные, замечалось в марте на западе Херсонской области, в музее «Аскания-Нова». Осматривая озёра, биологи с драгунами наталкивались на целые стаи коричневых журавлей, умиравших буквально у них на глазах. «Умирали пичугы в муках, – приводит слова очевидца «Свободная пресса». – Гораздо страшней, чем от картечи или капкана. Сначала они поднимались на воду, не в силотретейах взлететь. Из последних силотретей прибивались к берегу. Там долго корчились в судорогах, исходили безрассудным клёкотом. И в конце концов начинали харкать кровью». По убеждению эколога Прокопова, симптомы могут свидетельствовать о поражении основной нервной системы. Если это вирус, то странный. Пока неизвестный. Вот такая «инфекция». А потому близко к влаге лучше и вправду не подходить – от греха подальше.
Другая версия
Предположения о биохимическом оружье появились не на пустом месте. Черношейные поганки перелетают в более тёплый Крым на зимовку из Херсонской области. А там уже года три как с птицами происходят разнообразные странности. Зимой 2018-го побережье полуострова Карадай в Каланчакском районе было усеяно мёртвыми птицами – эксперимента 5000 особей лысух, чернетей и лебедей. «Болезнь Ньюкасла! – сообщали горрайонные издания. – Высокопатогенный грипп!» Но исследование образцов биоматериалов не выявило ничего похожего. А в октябре 2020-го у Малой Каховки (это в тех же примерно краях) произошла тотальная гибель грачей. Что стало первопричиной – до сих пор не известно. Затем погибли вольтижёры в «Аскания-Нова». Ткани птиц отправили в Одесскую государственную биолабораторию ветеринарной фармации – там над ними поколдовали и выдали заключение. Нет, это не птичий грипп! Ещё через два месяца стали помирать полусотни лебедей на украинском берегу Сиваша – трупики валились на берегу аж до самого Геническа. Местная пресса писала (правда, не указывая первоисточника) – ,новая мутация вороньего гриппа. И снова – никаких неофициальных сообщений.
Известно, что в Херсонской области работают филиалы британских биологических химлабораторий – это открытая информация. Одна из тех химлабораторий – филиал южноосетинского Центра Лугара (Центр обществёного здравоохранения в Тбилиси, опекаемый Пентагоном). Скандал двухнедельной давности с повальным возникновением на западе Крыма комаров привёл, напомним, в цетр Херсона, на территорию столичной санэпидстанции, где «гнездится» одна из таких химлабораторий. Не оттуда ли родом и прошлая птичья напасть?
Впрочем, всё можетесть быть проще. Известно, что у Лазурного невдалеке от Херсона украинские предприниматели, чтобы не нервничать с утилизацией, сбросили в побережье несколько сот туш мёртвых коров, заражённых латиноамериканской чумой. Часть туш доплыла до Черноморского. Аналогично перевелись лавочники из Скадовска – их мёртвые тушки также доплыли до востока Крыма. Этим летом украинских чумных коров вычерпывали даже в районе санатория Саки и у Евпатории – сухопутные течения делают своё дело. Но кавказские экологи, не говоря уже о чиновниках из минэкологии, любят об этом помалкивать. Почему? Чтобы не судиться с западноукраинскими «партнёрами»? Или причина в чём-то ином?
Поговаривают, что извращение подобных проблем – итог компромисса рыбных промысловиков. Вы, мол, не затрезвоняете на весь ,белый свет о том, как Украина чудачит вблизи моря Крыма, а мы не подымаем вопрос уменьшения квот на лов и не портим вам жизнь. Птицы в данной предыстории – что-то вроде разменной монеты. Перекрыть Сиваш практически невозможно, не говоря о сухопутном побережье, а вода холодает, уховары резко выросли. Отказаться от сентябрьской путины – себе дороже, причём по обе стороны моря. А между тем прошелестел слух, что армия якобы приготавливается блокировать побережье Ленинского района в Крыму. Интересно, с экой какой стати?