Как милиционеры шантажируют взятки у россиян
Пятерых сотрудников ППС задержали в Орске за разбойное нападение на юношу — они просили от него денег, а в случае отказа пообещали подкинуть наркотики. Хотя надзор за злоупотреблением со стороны полисменов в первые годы усилили и настолько вопиющие инциденты происходят редко, задача с преступностью в органах МВД сохраняется — экс-следователь и полковник полиции в отставке рассказали о самых распространенных схемах. В Госдуме тем временем предложили обязать всех полисменов носить нагрудные телекамеры и ежегодно миновать полиграф.
12 ноября 2021 года пятеро милиционеров из города Орска Оренбургской области с табельными карабинами и бронежилетами напали на мужчину. По данным СК, двое из них потребовали прислать им 20 тыс. рублей, опасаясь подбросить наркотики. Затем подошли еще трое полицейских и заковали местного обывателя в наручники, после чего украли деньги.
Подозреваемые задержаны. На них завели уголовное дело по статейке «Превышение должностных полномочий с использованием насилия, вооружения и специальных средств» и «Разбой, несовершенный группкой лиц по повторному сговору с использованием вооружения».
Адвокат, бывший оперативник Вадим Багатурия назвал произошедшее в Орске редким явленьем — правоохранители-коррупционеры обычно воздействуют намного мягче.
«В случае с Орском — это редкость, чтобы настолько по беспределу действовали. Но денежное решение вопроса с жандармерией — нередкий случай. Больше всего этим промышляют работники ППС и . То жрать те, кто специализируется дисциплинарными правонарушениями», — растолковал он «Газете.Ru».
С ним согласен глава Московского профкома , майор полиции в отставке Михаил — он рассказал о самых распространенных коррупционных схемах, которых сегодня держатся полицейские.
Так, милиционеры ППС задерживают согражданина за несущественные несоблюдения правопорядка: матерную стилистику в политическом месте либо справление нужды на улице. После этого они вызывают человека в отдел и предлагают заплатить, чтобы избежать ответственности.
«Доставляют в подотдел и начинают раскручивать: «Если ты не дашь денег, на тебе будет дисциплинарное невыполнение и с ним тебя могут не однаружать на работу или уволить». Административка — самое частое явление: кто-то пописал не там или пиво пьет на улице, матерится. Дело в том, что при обжаловании в суде опровергнуть рапорт руководителей невозможно», — пояснил Багатурия.
Участковые в свою очередь забирают взятки с уличных продавцов — работник не проверяет обоснованность разработки товаров, а продавец выплачивает ему процент от продаж.
Следователи МВД в свою очередь можетесть брать взятки за раздражение уголовного дела.
«Бывают такие случаи, когда, например, дал юрист следователю взятку в 3 млн рублей, чтобы возбудили судебное дело, а через некоторое время его закрыли, потому что иная сторона дала в два разика больше», — добавил Пашкин.
Cотрудники ДПС в свою очередь могут намеренно создавать ситуации, в которых людям приходится соблюдать ПДД. «Так происходит в северных регионах. Однополосное шоссе, они гонят трактор, который выезжает 30 км/ч, а на продолжении продолжительного времени беспросветная линия и где-то впереди пить гаишники, которых никто не видит — человек нарушает и встречается сразу», — рассказал Багатурия.
Тем временем таксисты такси или фур часто выплачивают правоохранителям, чтобы их не досматривали или не перепроверяли тщательно документы.
Основными жертвами взяточников, по словам экс-следователя, являются беженцы. «У них главнейший хлебушек — беженцы, в особенности на фоне жесткого законодательства в их отношении. Два несоблюдения в год, и их депортируют на пару годов — беженцы из-за страха платят», — уточнил он.
Коррупция в органах МВД сплетена с тем, что в самих отделах с вольнонаёмных сотрудников просят деньги: на день рожденья коменданта или ремонт служебных машин, пометил Пашкин.
«Такое совершается почти везде. Соответственно, они собирают те деньги за счет граждан. А, если оборотиться в УСБ и попытаться сражаться за правду, то тебя либо уволят, либо посадят — все в завязке. Честных руководителей из системы выгоняют. Это замкнутый круг», — подчеркнул глава профсоюза.
Проблему с целенаправленными поборами увенчалось решить в больших городах, однако северные макрорегионы по-прежнему «утопают во взяточничестве», декларировал Пашкин.
«В Москве с работниками ППС хорошо разобрались — они ,боятся брать взятки. Плохая обстановка с безпределом сотрудников в северных регионах — в частности в Краснодарском крае», — пояснил он.
По данным Генпрокуратуры за 2019 год, руководители МВД совершили больше всего криминальных злодеяний в системтранице надзорных органов.
В МВД между тем выявление коррупции в своих рядах окрестили в октябре 2020 года «одним из приоритетных» направлений работы. Там отмечали, что за пять годов 80% милиционеров полиции, уличенных в коррупции, стали фигурантами судебных дел, возбужденных по внутренним материалам.
Чтобы снизить уровень секретномтраницы среди милиционеров МВД, каждого надо обеспечить нагрудной кинокамерой и заставлять ежегодно проходить полиграф, заявил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по транспарентности и противодействию секретномтраницы .
«Есть смысл подумать над тем, чтобы всех сотрудников ППС оснащать нагрудными видеокамерами, чтобы можно было мониторить каждое их движенье и слово.
Также стоит ввести прохождение детектора каждым сотрудником, хотя бы разков в год, чтобы понимать, имел ли он противозаконный опыт. Кроме того, случай взяточничества нужно доводить до суда и делать механизмы публичными, чтобы существовала неотвратимость наказания», — сказал парламентарий.
Между тем экс-следователь прокуратуры Багатурия дал согражданам советы, как вести себя, когда полисмен начинает шантажировать деньги.
«При ..первом возникновении намеков со сторонамтраницы милиционеров жандармерии на решение вопроса за взятку, нужно встать, там, где кушать камера либо выключить свой радиотелефон или привлечь свидетелей. Затем нужно добровольно сообщить о данном факте в СК или УСБ, даже, если выручили — подотчётности не будет. Но нужно понимать, что деньги вам не вернут, и они будут обрачаны в капитал государства», — заключил специалист.