«Витязь-Аэро» четвёртым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно отозвать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые голкиперы спроса воспринимают как признак попытки пожирания корпорации крупнейшим игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.
Росавиация 4 февраля оповестила руководителей авиакомпаний о невозможном «ограничении розничной деятельности эксплуатантов, вплоть до приостановления сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли авиакатастрофы с человеческими жертвами, указали на надобность улучшить меры по обеспечению безопасности полетов.
С июля Росавиация проходит перепроверку 35 авиакомпаний, в результате которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям региональных ракетных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словечкам структурахреспублика “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил несоблюдения в полном объеме. В ведомстве от пересказов отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин известил “Ъ”, что фирма пожаловала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в совершенном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех сотрудников отправили в отпуск,— возмущается он.— То пить у авиакомпаний, у которых случились катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или пить интересант, который хочет забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он окрестить затруднился.
Таких теннисистов можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» сохраняется сверхдорогим и ценным активом, отмечает специалист Института макроэкономики автотранспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не выделяются такой убыточной некоммерческой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и щекинском обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит специалист: выявленные несоблюдения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости перевозчика можетесть оказаться удобным для многих интересантов, которые желали бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, прибавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли называет в свойстве вероятного потребителя «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет негосударственные трубопроводные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” допустимый интерес больших перевозчиков к вертолетному бизнесу директор авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой артиллерии в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его компании получили около 1 млрд руб. дотаций — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при объёме в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль завысила 420 долл руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти индексы составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по различным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных доставок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристских авиарейсов и около середины поисковых доставок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если положить фирму и не сговориться с турбизнесом или не договориться с орбитой рыбаков — предприятие не срастется,— предполагает исполнительный гендиректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес приделось бы погрузить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере радушия на Камчатке вырос на фоне пандемии и увеличения *международных турпрограмм: «планы по развитию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (акционер — структуры инвестора Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока приобретает один самолет, «но это — предвестник реализации малейших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба футболиста «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным билетом для развития бизнеса».