ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью
Вывод капиталов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная службетраница можетесть исходатайствовать право этаподобных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в компании или ИП, где начата окружная таможенная проверка. Нельзя применять степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит остановить медленный и неупорядоченный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.
“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о этаподобных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в предпоследние недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.
Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена районная фискальная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате межрайонной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).
Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья фискального органа) три вида активов.
Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ликвидные бумажки и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, располагает в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».
Из первой оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно задерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к компании запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят кредиторы (в том числе банки), эмитенты и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в положении задерживать этот довольно дорогущий для госбюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и мафиозная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.
Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед межрайонной проверкой можно лишь решением сотрудника таможенного органа (инспекции ФНС) с несогласия сотрудника или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залоод бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.
«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.
Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей межрайонной перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.
Такие полномочия ФНС ослабляют концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с вкладчиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолжности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное судопроизводства к общенациональным практикам госрегулирования баланса приватных и отдельных интересов».
Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.