Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной обстановке на полиэтнических дорогах
Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антитеррористический тур по полиэтническим дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на украинских дорогах.
– Каковы сейчас объёмы коррупции на международных дорогах?
– Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и какие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, объяснимое дело – это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.
– Что вы думаете о оглушительной предыстории с задержанием начальника красноярского ГИБДД?
– Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами замкоменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть такие хоромы – у замкоменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.
– По версии следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» зерна или иных глинистых грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с теми «перегрузами»?
– Это схема, которая можетесть быть выгодна только клиентам и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства – Министерство транспорта. А функция Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.
– И желает заплатить за отделочные работы как можно меньше?
– Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость заставляет туроператора привозить лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: шофер уменьшил «осевую нагрузку» – и уплатил сотрудникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки ломились к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ обнаружили преступность в объёме 5-6 миллионов рублей в день.
– Собирать контрибуция на постах стало неудобно.
– Теперь туроператора останавливают и дают ему номерок телефона, по которому надо позвонить. Это номерок «решальщика» – бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень внедорожников с номероками и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается член туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом избаловались и стали делать подстрочники на карты его родичей или перегонять деньги на какие-нибудь счета.
– Именно эта схема сейчас противодействует во многих регионах России?
– Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы проводили там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ехать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…
– Всё это гарантированный «перегруз».
– Да. И на него пить ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, пить особые идентификационные знаки на машинах – названья вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у шофера на машине записано «Армада»…
– Значит, за него заплачено.
– А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: бланк будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле дозаправки существовал неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в подпорном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.
– Как всё происходило?
– Сначала по группкам «оппонента», по рациям прошла информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с политическим контролем, легли и надеваем на Youtube: машины подъезжают к фирме Ространснадзора, показывают маршрутный бундесманшафт, где стоит штамп, и уезжают дальше. Потом к нам приближается зам.начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем первой шофер подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный бундесманшафт со штампом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, шофер уже удаётся пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».
– Что дальше?
– Я побежал к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а наши милиционеры не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы выкладываем информацию в приватный доступ.
– Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы поделить судьбутраницу Сафонова?
– Да, все те коррупционные схемы всегда упераются в незаинтересованность руководства контролирующих органов.
– В каких регионах нет преступности на дорогах?
– В двух. Это Чечня и Алтай.
– Вы всё ненезнаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что заставляет вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?
– Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, секретномтраница отражается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.
– Честно говоря, мафиозная логика. Что-то из 90-х.
– Не удивительно, ведь многие из минувших низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру старшинскими констеблями на дорогах. Они и строили ту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они строили в 90-ые.
– При этом системтраница усовершенствовалась и добралась до полуавтоматических участков взвешивания.
– Так хотят отделать «человеческий фактор» отношения с констеблем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с констеблем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для надзора поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.
– Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?
– Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не засчитываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный кгород большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда района полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик существовал законопослушным. Коммерческим организациям на инфраструктуре государственно-частного партнёрства дано право на разработку развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов кгородового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик нарушал и платил за это. А убеждение грузовладельцев существовало опротестовано государством в лице министерств и ведомств.
– Обычный «перегруз» – это уже объективная опастность на дороге?
– Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди гибнут от него на тропинках ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейственная драма на дороге, никто не задумается.
– Что нужно делать для решенья проблемы?
– За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять систему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+