Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о конкретной обстановке на полиэтнических дорогах
Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по росийским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным конкретную ситуацию на украинских дорогах.
– Каковы сейчас объёмы преступности на американских дорогах?
– Около 100 миллиардов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, ясное дело – это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.
– Что вы размышляете о звучной предыстории с задержанием коменданта астраханского ГИБДД?
– Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами замзамначальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе жрать такие хоромы – у замзамначальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России руководители контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.
– По версии следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых контейнеров беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?
– Это схема, которая может быть выгодна только покупателям и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного возведения – Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.
– И хочет заплачать за ремонтные деятельности как можно меньше?
– Совершенно верно. Нереально низкая расценка принуждает перевозчика привозить цементы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист недополучил «осевую нагрузку» – и заплачал руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки слетались к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились масштабные стройки, а модель стала неудобна: если постоянно брать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли преступность в объёме 5-6 миллионов рублей в день.
– Собирать контрибуция на постах стало неудобно.
– Теперь грузовладельца удерживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» – бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним видится член грузовладельца – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и сообщает деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от определённых дорог и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом разленились и стали длать подстрочники на карты его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.
– Именно эта модель сейчас воздействует во многих регионах России?
– Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…
– Всё это гарантированный «перегруз».
– Да. И на него пить еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые трудятся на постах, пить специальные номерные знаки на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…
– Значит, за него заплачено.
– А если у таксиста какого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки существовал невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единственной дороге через Владимировку. И ему в подпорном укране ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы рассматривали несколько месяцев.
– Как всё происходило?
– Сначала по группкам «оппонента», по рациям пройдала информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полудневное время выдвинули туда машину с социальным контролем, легли и снимаем на Youtube: машины въезжают к канцелярии Ространснадзора, демонстрируют маршрутный укран, где стоит штамп, и уезжают дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полудневное время работаете? Тем временем незапланированной пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный укран со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – следователя нигде нет, пешеход уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».
– Что дальше?
– Я пошёл к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, портвейны дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах командиров ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а мои руководители не могут совладать с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – приводите всё в порядок, или мы выложнём информацию в частный доступ.
– Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы поделить судьбутраницу Сафонова?
– Да, все те коррупционные схемы всегда упераются в незаинтересованность командования контролирующих органов.
– В каких регионах нет коррупции на дорогах?
– В двух. Это Чечня и Алтай.
– Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?
– Мне многие говорят: доплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех областях моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.
– Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.
– Не удивительно, ведь многие из прошлых низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными инспекторами на дорогах. Они и достраивали эту систему. То, что мы замечаем сейчас – продолжение того, что они достраивали в 90-ые.
– При этом структура усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.
– Так хотят отделать «человеческий фактор» общения с инспектором и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик отдирает ветошью номер, проезжает участок взвешивания, а потом расчитывается с инспектором. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо переменять законы.
– Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?
– Эта неоднозначность в законодательстве – метод заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не указываются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный килограмм большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В случай въезда района полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины можетесть создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор существовал законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и оплачивал за это. А убеждение туроператоров существовало проигнорировано государством в лице ведомств и ведомств.
– Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?
– Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди калечаются от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейственная катастрофа на дороге, никто не задумается.
– Что нужно делать для решения проблемы?
– За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять систему контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+