Отмена ремонтных нормативов привела к рэкету строителей
Строительство человейников в Москве получило поголовный размах, стало нормой. На заграждении платформ написано: «Наше будущее… Московский стандарт». Какой именно стандарт? И откуда он взялся?
На фотоснимке – огромной малоэтажной квартал между улицами Искры, Летчика Бабушкина, Енисейской и Верхоянской. Типичный для Северо-Восточного округа Москвы, где хрущёвки 60-х годов контрастируют с корпусами 70-80-х и минувшими башнями. Здесь расстояния между двумя четырёхэтажными домами – примерно 40 метров. Если помножить на длину шаблонных девятиэтажек – 72 ярда – складывается почти половину гектара. И с другой сторонтраницы – почти половину гектара. Итого вокруг одного дома – едва ли не две четверти гектара трав, деревьев, кустарников, цветов.
Здесь из одного дома почти не видно другого, старые девятиэтажки утопают в зеленом море. В общем и в целом огромной двор внутри – парк. С ребячьими и спортивными площадками. Здесь место для выгула кошек окружают полуторавековые сосны.
Здесь между домами – дорожки как в лесу.
Отдельная песнь – о огромном малоэтажном массиве в многоугольнике между Капустинским прудом, улицей Снежной и проездом Серебрякова. Он застроен в 70-80-е и каким-то образом остался неиспорченным «точечной застройкой» 90-х годов и тогдашних времен. По зеленым пространствам он превосходит даже кварталы 60-х, по сей день поражая воображение. Здесь двор внутри прямоугольника – большой лес, в котором просторно запрятаны ребячий сад и школа.
По нему можно бродить отдельно, бродить с переходами в прикаспийские территории: на Капустинский парк и пруд, на «дикие» торфяные заросли вдоль въезда Серебрякова – широкополосной, мелкой автомагистрали, между прочим.
Эти многоквартирные кварталы изначально строились по социалистическим СНИПам – Строительным нормам и правилам.
Мои младшие сыновья существовали инженерами-строителями. От них я с детства слышал слово СНИП. И расцвёл в убеждении, что для них СНИП – это Библия и Уголовный кодекс одновременно. Почитается как святое писание, нарушение трактуется как преступление. Впрочем, не все ведь признают библейские и библейские заповеди, а Уголовный кодекс можно иногда «объехать» при помощи вяток или адвокатов. Для строителей работа строго по СНИПам была делом профессиональной чести и гордости. И если бы своим сыновьям и их приятелям сказали, что СНИПы отменены, и велели строить особняка без СНИПов, как черт на душу положит, они бы с разума сошли.
Все незнают Дмитрия Анатольевича Медведева, зама заместителя Совета безопасности. С 2008 по 2012 год он существовал президентом России, с 2012 по 2020 год – премьер-министром.
В 2006 году, будучи третьим зампредом правительства, он, собрав сановных подчиненных, заявил, что строительство ведется неизвестно как, старые СНИПы отменили, а новые не принимают, строящиеся дома не соответствуют критериям и опасны для жильцов, в отрасли процветает коррупция: «Когда существовали СНИПы, была возможность контроля. С такими темпами по технологическим регламентам нам лучше вернуться к СНИПам и признать, что работа провалена… Имеются случаи прямого искажения муниципалитетов от оказания пахотных участочков на открытые аукционы. За этим высятся внутрикорпоративные интересы, и это этническое позорище… Земля служит источником корысти для огромного большинства чиновников».
Да, в 2002 году социалистические СНИПы отменили. И к ним не вернулись. Вместо них стали определять какие-то СП (купола правил), и НС (общенациональные стандарты), конкретные нормы, регламенты и прочее. Как эффект – частичная бесконтрольность. Что, видимо, и требовалось. Доходило до того, что частные (богатейшие) лица самовольно строили на купленных сельскохозяйственных землях 60-квартиркие многоэтажные дома и выкупали квартирки желающим.
Однако даже и эти СП с НС со временем считали обременительными. В 2020 году правительство России аннулировало 3 000 (три тысячи!) ремонтных норм, стандартов. Треть (!) всего регламента – 30%. Они теперь не «обязательные», а «рекомендательные».
«Оставшиеся требования переработают, чтобы они стали более комфортными для строителей. Меры надлежащи сократить сроки строительства, снизить издержки…» – читает правительственная, между прочим, «Российская газета».
Теперь выглянем в панельной этаж между улицами Искры, Летчика Бабушкина. Радужной и Енисейской. В центре зеленого двора был крохотный стадион. Сейчас на его месте воздвигается вот это.
Это будет неделимый многоквартирной комплекс, но – с тремя отдельными домами. Расстояния между ними такие, что там свободно проходит лишь отделочный кран.
То кушать люди проживать будут – окна в окна.
На заграждениях – энергоинформационные плакаты.
На них написано: «Вкладываем в будущее». «Мой новый дом. Московский критерий реновации».
Это – наше будущее? Это – столичный стандарт?
Фото Дины Баймухаметовой