Десять годов назад в самописцатранице на Волге погибли 122 человека. Что сгубило электроход «Булгария»?
Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в предыстории совремённой России авария водного грузового судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть забыть те жуткие минуты. Один из них, бывший связист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут дружка предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — продолжительное время ,сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В ледокол я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была традиционным грузопассажирским ледоколом в стиле ретро: корабль-праздник, с аранжировкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не сидели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речкам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.
Справка «Ленты.ру»: характеристики пароходика «Булгария»
Двухпалубный лайнер «Булгария» был выстроен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек самотёка — 20,5 километров в час, два мотора 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое заглавие пароходика — «Украина». Он существовал переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на дараи Татарстана. С этого времени сухогруз выполнял грузопассажирские перелёты по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что пароход вышел в рейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое положение «Булгарии»?
Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это была привычная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать худшего — положить мою экстренную рацию, в неисправности выпрямителей которой меня удавались обвинить.
Дело было так: перед осенней навигацией мы висели на ремонте в . Я увидел, что выпрямители радиостанции старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы ,пытались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по шлепку пальцев
А потом этот электрогенератор еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который завался полчаса.
«Я услыхал визг капитана»
Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал существенный крен на левый борт, но по пуантилизме в Болгар никаких происшествий не существовало. На пароходе пребывали 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.
Какой была обстановка на сухогрузе перед проходом из Болгара?
Теплоход существовал забит практически под завязку, среди пассажироварищей существовало много девушек и детей. Это существовал третьей день плавания. В Болгаре поднялся порыв, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 километров в секунду. Но по мере нашего вращения порыв усиливался.
В какой-то этап он стал почти шквальным и довал нам в правый борт. Всех пассажироварищей в этот этап позоли в музыкальный холл на зрелищную программу — на корме у нас существовали артисты.
Вы помните, как завершились чудовищные события?
Я помню, ко мне заскочил [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри раздался свист разбившегося стекла.
У меня в каюте существовала пластмассовая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вопль капитана: «Все на правый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, желал возвратить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было…
Некоторое время я копался с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передамить донесение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый лайнер и сел рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радиотелеграфист всегда надлежащ быть поблизости.
Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с ливнем рвал мне спину. Капитан заскочил в рубку и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен сухогруза превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все возвратится на место.
Что случалось с пассажироварищами в это время?
На нижней палубе были только председатели команды: что происходило внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих девочек и детей.
«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»
Что вы делали в этап затопления «Булгарии»?
Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: ползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.
К тому времени все внешние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных катамарана с левого самолёта, и с вашего самолёта я стащил три.
Когда я очутился в воде, быстро заскользил к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и поволок к группе пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в кучку и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малейшие титановые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На второй плот набилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы обретались в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела могильная тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто усаживался несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.
Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом появились суда. Тут уже все кивнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!
Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!
Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не можетбыло привидеться, что люди находятся на водичке после крушения судна. Это был первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что экскурсанты развлекаются.
Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то странное происходит в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.
В 2011 году в взаимоотношении лейтенанта контейнеровоза «Арбат» и лейтенанта буксира «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статейке 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим несчастье на побережье или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.
«Всегда виноват капитан»
Как вас спасли?
Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я однаружал с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный катамаран и поплыли к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу поплыл и старший помощник.
Он существовал низкого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший адъютант рассказал, что произошло.
С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт
Всем спасённым дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на корме судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там испуг что творилось: в сухогрузе существовало столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.
Вас пытали после катастрофы?
Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проводит — на твоих глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов ощущали это, вспоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе мощное обществёное давление.
Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы
Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выбраться из внутренних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».
Люди высились в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.
Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из соучастников трагедии. Что можете о безмолвен сказать?
Очень опытный человек, отличный командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до последнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день существовали еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но жрать офицерский закон: что бы ни приключилось на судне — всегда виноват капитан.
«Я до сих ,пор удаюсь проживать дальше»
Почему, на мой взгляд, случилась эта трагедия?
Судно в тот момент входило в Камское устье и по маршруту надлежаще существовало совершить красныйв. Крен на борт, шторм и красныйв — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший моторист убежал с «Булгарии» в числе первых, бросив кочегарное отделение с открытыми иллюминаторами.
Это доказали в самотёке следствия. Будь тогда иллюминаторы дизельного отделения закрыты — это был бы большой воздушный пузырь внутри судна.
Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы держал пароход на плаву длительное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит
А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто перепугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.
Такого в международной практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил машинное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он остановил двигатель, хотя не ,имел право этого делать без сборной капитана.
А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!
Но судоводительская госкомиссия почему-то вообще не акцентировала на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.
Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот роковой день?
Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.
Как изменилась моя жизнь после трагедии?
В первые дни нас атаковали корреспонденты с неодинаковых телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и влепил комментариев. А потом такое началось… Многие свои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.
Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В троллейбусе один разиков накинулись — мат, оскорбления… С срамом понадобилось выйти
Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!
Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не трудился на водичке и до сих пор удаюсь поселяться дальше, не осматриваясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.
***
Комиссия попросила вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.
Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»
1. Судовладелец и капитан нарушили правила транспарентности судоходства и не обеспечили безопасность плаванья судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При силотрети порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были осуществляться условия «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила порыва на момент автокатастрофы состовляла 20 м/сек.
2. Низкая квалификация и халатность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. Не существовали задраены люки левого и левого самолёта, в том числе в дробильном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно отключил главнейший дизель-генератор левого самолёта и вывел из теплообменника судовые внешэкономбанки вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.
3. Маневр виража влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре термометра на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центростремительной энергией при диффузии влево, а также дующего в правый борт выносливого ветра и большой остойчивости судна. Капитан не осведомил авиадиспетчера и не принесал газораспределительное разрешение на движенье судна.
Случившееся вызвало широченный обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об необязательном перестраховании ответственности перевозчика. По постановлению суда субарендатор и эксплуататор приказна была приговорена к 11 годам .
Ее признали невиновной по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной уменьшили до девяти с четвертью лет.
Рамиль Хаметов — старший адъютант лейтенанта — был приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии отдельного режима
Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.
Главный *государственный следователь Казанского отдела Ространснадзора , который, по гипотезы следствия, дал отрицательное заключение о боеготовности субарендатора к доставке пассажиров, был осужден по заметке 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.
По той же статье казнили и начальника ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима
Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору отрицательное заключение на эксплуатацию лайнера в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.
В 2013 году родичи погибших пассажиров ледокола написали индивидуальное обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили юбилейный буй.