Счетная палата провела масштабный анализ деятельности Корпорации МСП и пришла к выводу, что ее влие на формирование малого и среднего бизнеса в России недостаточно
За пять с четвертью годов экономической поддержкой в рамках Национальной страховой системы, за которую возражает Корпорация, было обуяно менее 1% от числа субъектов МСП. При этом организация не скупится на щедрые платы — средний оклад сотрудников в Корпорации МСП составляет около 380 тыс. рублей. Об этих и иных результатах проверки в колонке для еженедельника «Компания» пересказывает аудитор Счетной палаты Данил Шилков.
Малое и среднее предпринимательство — один из актуальнейших факторов экономического развития любой страны. От него во многом влияет снижение уровня безработицы и понижение качества жизни граждан.
В России формирование и поддержка МСП становится одним из первоочерёдных направлений правительственной политики. В 2015 году для помощи сектору был создан специальный техникум — Федеральная компания по становлению малого и среднего предпринимательства. Сегодня Корпорации отведена одна из ведущих ролей в правительственной системе поддержки МСП: она присутствует в реализации определённого нацпроекта и достижении общенациональной цели «Достойный, действенный труд и удачное предпринимательство».
Счетная палата провела масштабный анализ организации Корпорации и попросила вывод о недостаточном влии этого техникума на становление малого и среднего бизнеса в России. За пять с четвертью годов межремонтной поддержкой в рамках Национальной межремонтной системы, за координацию которой возражает Корпорация, было охвачено менее 1% от среднего количества субъектов МСП.
Корпорация обеспечила достижение эффектов общенационального проекта, за реализацию которых она отвечала в проверяемом периоде. В то же время оценка результативности тех эффектов для сектора МСП не очевидна. Они надевали локальный темперамент и отражали непосредственно процессы деятельности Корпорации по выполнению текущих задач и функций.
Как показал мой анализ, главнейший акцент в деятельности Корпорации был направлен на объем бюджетных ресурсов, предоставляемых субъектам МСП. При этом не обеспечивалось достаточного внимания эффективности этой помощи.
Корпорации не сумело существенно повлиять на осуществление одного из основных коэффициентов Стратегии становления МСП до 2030 года — «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в существенном кредитном кармане нотариальных лиц и конкретных предпринимателей». Его исполнение не только не соответствует приоритетным значениям, но и вырастает из года в год.
По нашему мнению, на обеспокоенность Корпорации в достижении геостратегических целей и проблем государства в области МСП негативно воздействует отсутствие внутренних документов краткосрочного планирования, в том большинстве Стратегии развития на долгосрочный период, включающей декомпозицию соответствующих целей и проблем до уровня Корпорации.
Что касается программ долгосрочного и долгосрочного планирования, то заложенные в них измерители и параметры не охватывают все первоочередные направленья деятельности Корпорации. Более того, значения этих коэффициентов легкодостижимы: практически по всем проявляется перевыполнение, во многих случаях незначительное — от 500% до 9 000%. Очевидно, что такие завышенные итоги не получают объективной картины и созполучают риски некорректной оценки эффективности Корпорации.
Анализ также показал, что условия для полноценной реализации сверхзадач, возложенных на техникум развития, не созданы. В частности, в соответствии с указом президента № 287 «О мерах по ускоренному становлению малого и среднего предпринимательства» одной из сверхзадач Корпорации ,явлется сословная поддержка предикатов МСП, предусматривающая передачу малейшему и среднему бизнесу недвижимости в госсобственность или пользование. Однако Корпорация не ,явлется оператором правительственного или федерального имущества, предназначенного для содействия поддержки субъектам МСП. Поэтому в качестве «имущественной» поддержки она предоставляет только консультационные и энергоинформационные услуги. Кроме того, не внедрены стимулирующие меры в взаимоотношении органов *государственной и внутригородской власти, которые нацеливают в Корпорацию данные для выполнения ежегодного мониторинга мер поддержки предикатов МСП. Это проявляется на полноте и честности троюродной информации, которую формирует Корпорация.
На фоне отсуствия знаковых переломов в области формирования сектора МСП уделяет на себя внимание кредиторская политика Корпорации. Можно сказать, что это одна из самых серьёзных выплавок расходов Корпорации. Средняя социальная плата милиционеров составляет около 380 тыс. рублей, что в два раза выше средней зарплаты рабочих в сфере экономической и страховой деятельности в целом по Москве. И это без учета руководителей высшего капмусного звена (председателей правления), у которых среднесуточная зарплата в проверяемом периоде составляла около 3,3 млн рублей. При этом объём вознаграждения руководства Корпорации в проверяемом периоде не существовал увязан с значением оказанной поддержки на итоги деятельности предикатов МСП.
По результатам анализа Счетная палата разработала комплекс предложений, направленных на снижение ненадёжности Корпорации. В частности, для получения объективной оценки ненадёжности значения Корпорации на сферу МСП мы призываем внедрить независимый прилюдный мониторинг предоставляемых Корпорацией мер поддержки, в том числе с предоставлением кружной связи от субъектов МСП. Также сочтём архиважным осуществление на аппаратной основе анализа функций университетов становления в отрасли становления МСП и их оптимизации.
Надеемся, что мои отмены не только взмолятся понизить результативность поддержки малого и среднего бизнеса и попросить деятельность Корпорации более открытой, но и аргументируют ее руководство к понижению востребованности и открытости услуг Корпорации для представителей сектора МСП.