В понедельник Химкинский районный суд Московской области по ходатайству ФСИН арестовал Алексея Навального на 30 суток. Как и предполагал Лайф, блогера доставили в спецблок столичного СИЗО № 1 “Матросская Тишина”. Если 2 февраля суд изменит для него условия приговора на реальный срок, то не исключено, что отбывать наказание он будет именно здесь.
Особая тюрьма для “берлинского пациента”
Председатель координационного совета центрального штаба ОНК Ольга Дружинина подтвердила информацию о том, что Навальный находится на карантине в так называемом спецблоке. Это условное название федерального следственного изолятора ФКУ СИЗО 99/1, более известного как “кремлёвский централ”. Это абсолютно разные учреждения с “Матросской Тишиной”. Единственное, что у них общее, — это въезд с улицы. Карантинный блок — это отдельные камеры, где Навальный проведёт две недели.
— В спецблоке содержатся в том числе фигуранты особо резонансных дел. Но это не значит, что условия там хуже. В большинстве изоляторов камеры в спецблоках отличаются от общих в лучшую сторону. Меры направлены на обеспечение безопасности самого подозреваемого, обвиняемого или осуждённого.
В спецблоке Навальный сможет пользоваться ФСИН-письмом и заказывать (самостоятельно или через родственников) продукты питания и вещи в магазине СИЗО. В самой камере есть холодильник, электрический чайник и телевизор, а также горячая вода.
“Фабрика звёзд”, “Бастилия”, “Кремлёвский централ” — это небольшая (всего на 120 мест) тюрьма, расположенная на пятом и шестом этажах Матросски. Здесь 20 камер — по десять на каждом этаже. Возводился спецблок 99/1 ещё наркомом Лаврентием Берией специально для ареста Николая Ежова, поскольку в то время “Лефортово” контролировали нелояльные к нему люди.
Официально учреждение называется следственный изолятор особой категории. У него такой же статус, как и у “Лефортово”, поэтому перевод туда считается признаком большого интереса со стороны силовиков. У спецблока и “Матросской Тишины” разные руководители и собственный персонал. Доступ туда имеет лишь ограниченный контингент даже из Центрального аппарата ФСИН.
Сегодня Химкинский райсуд Московской области по ходатайству ФСИН арестовал оппозиционера Алексея Навального на 30 суток. Согласно приговору по делу “Ив Роше”, он должен был регулярно посещать уголовно-исполнительную инспекцию и отмечаться, но стал игнорировать это требование. Лайф вспоминает детали этого дела.
Известные сидельцы “кремлёвского централа”
В этом СИЗО сидят федеральные чиновники, главари банд, лидеры криминального мира, экстремисты и бизнесмены. Один из следователей по особо важным делам Следственного комитета рассказал Лайфу, почему силовики любят эту тюрьму.
— Если я хочу быть уверенным в том, что обвиняемый не получит мобильный телефон и не сможет связаться с подельниками на воле — ничего лучше этого спецблока нет. Там жёсткий контроль, купить телефон или передать сообщение невозможно, — рассказал следователь.
Адвокаты подтверждают его слова.
— Спецблок славится жёсткими и даже странными порядками. Сначала ты проходишь один кордон досмотра при входе в “Матросскую Тишину”, затем поднимаешься по лестнице, где попадаешь на ещё один кордон. Там тебя заново тщательно проверяют, и только затем попадаешь в адвокатскую комнату. Охрана сразу говорит, что, если ты передашь подзащитному хоть какой-то предмет — ручку, бумагу, скрепку, — свидание сразу же прекращается, обоих отправляют на новый досмотр. Документами обмениваются по такой схеме: через окно отдаёшь охране, бумаги проверяют, затем передают арестанту. Обратно документы от него тоже идут через полный досмотр у охраны, — рассказал Лайфу один из столичных адвокатов.
В разное время там сидели бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев, экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, криминальный авторитет Владимир Барсуков (Кумарин), киллер “ореховских” Алексей Шерстобитов по кличке Лёша Солдат, главарь этой ОПГ Сергей Буторин (Ося). Следует отметить, что, пока Лёша Солдат был на свободе, Ося даже в спецблоке боялся подходить к окну камеры. Когда-то здесь сидел и Максим Марцинкевич (Тесак), которого в 2007 году посадили как раз по доносу Навального.
Вот как описывал тюрьму один из её насельников Сергей Мавроди:
— Там Ходорковского содержали. А вот Лебедева — нет, не дорос. Там ещё, правда, держат маньяков и киллеров. Спецблок — это особая тюрьма. В обычной тюрьме нет изоляции. Всё, что ты хочешь, ты достанешь за деньги. Тебе менты даже наркотики притащат. А в спецблоке — полная изоляция. Там достаточно комфортно, но через год там люди сходят с ума.